Презентация - "Презентация на тему : Фридрих Шиллер"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 20.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация на тему : Фридрих Шиллер"
Фридрих Шиллер, полное имя Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; - немецкий поэт, философ, историк драматург, военврач и профессор истории, один из ярких представителей направления «Буря и натиск», близкий друг Иоганна Гете. Представитель романтического направления в литературе. Ему принадлежит авторство «Оды к радости», которая стала основой для гимна Евросоюза.
Родился Иоганн Шиллер в10 ноября 1759 года
в городе Марбах-на-Неккаре
(Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой
фельдшер Иоганна Каспара Шиллера. ( предки отца крестьяне
и ремесленники,
почти две сотни лет
трудившиеся
в Вюртембергском
герцогстве.)
Дом, где родился Шиллер. Марбах
Биография
Иоганн Шиллер пошел по военной линии,
стал офицером и попал на службу к вюртембергскому герцогу. Обратив на себя внимание, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию
(Hohe Karlsschule), где
посвятил себя сначала
юриспруденции,
а затем медицине.
!!! Еще в школьные годы
Шиллер пишет свои
первые произведения
Портрет Шиллера в юности
Фридрих был единственным мальчиком
в семье, и отцу очень хотелось
вырастить из него образованного и достойного человека. По этой причине
воспитание мальчика было строгим, его
могли наказать за малейшую провинность.
Жили Шиллеры небогато, много чего
семья позволить себе просто не могла.
А тут еще отец решил воспитать сына
аскетом, он лишал его многих радостей. Особенно это касалось еды. По мнению Шиллера-отца, добропорядочный гражданин должен быть аккуратным, послушным и порядочным, и именно эти качества он воспитывал в сыне. Но ему можно было особо не напрягаться, мальчик и так никогда не стремился нарушить правила. В отличие от своих друзей, он рос болезненным и худеньким, у него не было сил и желания искать приключения и попадать в неприятные
истории.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ФРИДРИХУ НРАВИЛОСЬ ПОЗНАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ. ОН ПРОВОДИЛ ЗА УЧЕБНИКАМИ ДНИ НАПРОЛЕТ, УСЕРДНО ОСВАИВАЯ
НОВЫЕ ЗНАНИЯ. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ХВАЛИЛИ ЕГО ЗА ПРИЛЕЖАНИЕ, ЗА НЕВЕРОЯТНУЮ ТЯГУ К ПОЗНАНИЯМ И ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ ТРУДОЛЮБИЕ
В 1764-м Шиллеры переселились в город Лорх. Старинный городок, с интересной историей, вызвал у Фридриха небывалый интерес. И нужно отметить, что это произошло не без помощи отца. Это увлечение в дальнейшем сыграло большую роль в судьбе Шиллера. Первым учителем истории для мальчика стал местный священнослужитель. Он сумел поразить его до такой степени, что Фридрих даже решил, что тоже будет священником.
А если еще учесть их незавидное материальное положение, то это был единственно верный способ получить место в обществе. Родители не возражали, наоборот, всеми силами поддерживали сына в его решении. В 1766-м Иоганн получил место герцогского садовника, и семья переезжает в окрестности Штутгарта, где расположен замок.
Фридриху очень нравилось их новое место жительства, он
восторгался замком и придворным театром, куда
разрешалось приходить обслуживающему персоналу.
На его сцене он впервые увидел лучших европейских актеров. Воодушевленный мальчик придумывал домашние постановки, в которых участвовали все дети. По вечерам эти импровизированные спектакли смотрели родители, роль главного героя, естественно, исполнял сам Фридрих. Однако родители считали увлечение сына блажью, и не видели для него другого будущего, чем сан священника.
В возрасте четырнадцати лет Фридрих начал обучение в военной академии герцога Карла Евгения. Такова воля отца, и перечить ему не представлялось возможным. Обучение в академии было бесплатным, сыновей малообеспеченных офицеров готовили на роль снабженцев, призванных обеспечивать герцогский двор и армию всем необходимым.
ДЛЯ УТОНЧЕННОГО ЮНОШИ НАСТУПИЛ КОШМАРНЫЙ ПЕРИОД. МАЛО ТОГОЯ, ЧТО НУЖНО БЫЛО СОБЛЮДАТЬ КАЗАРМЕННУЮ ДИСЦИПЛИНУ, ТАК ЕЩЕ ЗАПРЕЩАЛИСЬ ВСТРЕЧИ С РОДНЫМИ, И ПРИМЕНЯЛАСЬ СИСТЕМА ШТРАФОВ.
В это время Шиллер открыл для себя произведения Иоганна Гёте, узнал о существовании литературного направления «Буря и натиск», и активно его поддержал.
ИЗВЕСТНО, что
Под влиянием драмы Иоганна Антона Лейзевица (1752—1806) «Юлиус Тарентский» (1776) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» — драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца.
Но автор уничтожил
эту пьесу.
В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Клопштока* подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру.
!!! Более известна читателям его драма
«Разбойники» (нем. Die Räuber)
Фридрих Готлиб Клопшток
(Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724—1803) Выдающееся место в литературной жизни Германии XVIII в. занимал Клопшток, прославившийся как одописец, как автор ряда драм, написанных на материале отечественной истории.
ВПЕЧАТЛЕННЫЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ШЕКСПИРА, ШИЛЛЕР СОЗДАЕТ ТРАГЕДИЮ ПОД НАЗВАНИЕМ «РАЗБОЙНИКИ». С НЕЕ И НАЧАЛАСЬ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО ДРАМАТУРГА.
Осенью 1776-го Фридрих добился перевода, и вместо
юриспруденции начал изучать медицину, которая
ему нравилась больше. В это время он печатает свое первое произведение – стих «Вечер».
«Бог лучезарный, спустись! жаждут долины
Вновь освежиться росой, люди томятся,
Медлят усталые кони,-
Спустись в золотой колеснице!...»
Кроме основных занятий, молодой человек посещает и другие лекции. Больше всего ему импонировало заниматься у профессора Абеля, преподававшего философию. Именно он порекомендовал Фридриху познакомиться с творчеством Уильяма Шекспира, пробудившего в нем тягу к сочинительству. Впоследствии Гете назовет этот период «пробуждением шиллеровского гения».
После постановки пьесы «Разбойники» в Мангейме 13 января 1782 года Шиллер был посажен на гауптвахту, и ему было запрещено публиковаться. Он бежал из Штутгарта в 1783 году.
В 1781-м литератор завершил работу над драмой «Разбойники». После того, как рукопись отредактировали, выяснилось, что никто
не берется ее издавать.
Тогда Шиллер напечатал произведение за свои деньги.
Параллельно с этим поэт занялся подготовкой сборника стихов «Антология на 1782 год», увидевшего свет в начале 1782 года.
В тот год вышла из печати его драма «Заговор Фиеско в Генуе» за которую он получил свой первый, но очень небольшой гонорар.
«Заговор Фиеско в Генуе»
«Коварство и любовь»
!!! Две пьесы, которые Шиллер начал ещё до бегства, (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua) и (нем. Kabale und Liebe), были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.
В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден,
где гостевал у одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре.
В 1789 году он был назначен профессором истории и философии в университете Йены.
В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери.
Университет Фридриха Шиллера в Йене
В 1793-1794-м годах автор трудится над созданием философско-эстетического произведения «Письма об эстетическом воспитании
человека», спустя три года публикует несколько
баллад – «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Дайвер».
В 1799 году Фридрих закончил работу над трилогией «Валленштейн». В 1800 году представил свои новые творения – «Орлеанская дева» и «Мария Стюарт». Через четыре года поэт публикует драму «Вильгельм Тель», в основу которой легла швейцарская легенда о мастерском стрелке Вильгельме Теле. «
к сведению:
Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), ставшие знакомыми российским читателям после переводов В. А. Жуковского.
Мировую известность получила «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг Ван Бетховен.
«Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой….»
Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший в последствии ведущим театром Германии.
где начал издавать несколько
литературных журналов на деньги меценатов.
Шиллер вернулся в Веймар в 1799 году,
В 1802 году Фридрих Шиллер неожиданно для всех, да и самого себя, был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.
Для самого поэта это событие не представляло особого интереса и ценности, но он согласился принять титул, чтобы семья ни в чем не нуждалась после его смерти. У Фридриха уже давно диагностировали туберкулез, с каждым годом болезнь прогрессировала, поэт буквально угасал у всех на глазах. Шиллера не стало 9 мая 1805 года, на тот момент ему было всего 45.
Пьеса под названием «Димитрий», над которой он трудился в последнее время, так и осталась незавершенной.
Ранняя ПОЭЗИЯ
B области литературного языка молодой
Шиллер стремился к точному воспроизведению языка народа с сохранением индивидуальных, диалектологических и профессиональных особенностей речи.
Понятие «идеализации» в поэзии у Шиллера сложилось в конце 80-х начале 90-х годов XVIII века в результате критического пересмотра собственных юношеских произведений и сочинений других поэтов движения «бури и натиска».
В своей ранней лирике, в драме «Разбойники» и других произведениях молодой поэт следовал литературным принципам движения «бури и натиска», представители которого отвергали какие бы то ни было, правила и ограничения и стремились к полной свободе, переходившей подчас в крайний субъективизм.
Поражает четкость, с какой Шиллер выражает идейные
стремления своих героев. Его язык отличается
динамикой, энергией, страстностью, лирической проникновенностью.
- «Лучше одним глазом глядеть в небо, чем обоими – в ад.»
- «…Ужели я умру со страха перед мучительною жизнью? паду ниц перед бедствиями? Нет, я хочу страдать! (Бросает пистолет). Пусть страдания разобьются о мою гордость! Я выпью до дна чашу бедствий.,,»
- «Неблагодарный – но все же мой сын!..»
- «Мы постараемся сшить себе совесть по самому новому фасону, чтоб пошире растягивать ее, по мере того, как сами будем толстеть.»
- «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и законы поддержать беззаконием!»
Цитаты из произведения «Разбойники»
Шиллер был и остается замечательным мастером в выражении духовной жизни человека, его мыслей, чувств, стремлений. Поэтическая речь Шиллера характеризуется огромным волевым напором, стремлением претворить слово в действие. Эти черты языка великого художника сказались как в его поэзии, так в особенности в драме, где речи действующих лиц отражают все богатство языковых средств, которыми владел поэт.
1797 г. вошел в историю литературы как «балладный год» .
Шиллер обновляет жанр баллады, добиваясь необычайной
яркости и пластичности в воссоздании исторической
обстановки, достигая высокого психологизма в изображении характеров.
В балладах в полной мере сказалось и мастерство драматурга: в основе каждой из них лежит острый драматический конфликт. Созданные на материале античных и средневековых легенд, баллады отличаются притчевым характером. Их главная проблематика — нравственная, философская, эстетическая. Так, знаменитые «Ивиковы журавли» утверждали бессмертие и великую нравственную силу искусства, заставляющего трепетать убийц.
«О птицы, будьте мне друзьями!
Делил я путь далёкий с вами,
Был добрым знамением дан
Мне ваш летучий караван….
***
«Лишь вы меня, родные птицы,
В чужом не бросили краю!
Откройте ж людям, кто убийцы,
Услышьте жалобу мою!»
цитаты из баллады «Ивиковы Журавли»
и в заключении
Свободолюбивый дух Шиллера сформировался в условиях
поразительной общественной и личной несвободы, вопреки
пытавшейся сломить его судьбе.
К середине 80-х гг. Шиллер отказывается от принципов «Бури и натиска». Теперь его волнуют прежде всего характеры, а не политические концепции.
Иоганн Фридрих Шиллер писал:
* «Загадкой вечной буду я себе.»
* «Благодарность забывчивей всего.»
* «Сильнее всех побед — прощение.»
* «Для хороших актеров нет плохих ролей.»
* «Свободен лишь тот, кто владеет собой.»
* «Тесен мир, мозг же человека необъятен.»
* « Человек отражается в своих поступках»
Творчество Шиллера оказало огромное воздействие на развитие мировой культуры, в том числе и русской.
Вот что писал Достоевский о Шиллере:
"Мы должны особенно ценить
Шиллера, потому что ему было
дано не только быть великим
всемирным поэтом, но, сверх
того, быть нашим поэтом.
Поэзия Шиллера доступнее сердцу, чем поэзия Гёте и Байрона, и в этом его заслуга; от этого ему многим обязана и русская литература."