Презентация - "Презентация "М.Г.Халанский - выдающийся русский лингвист""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 05.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "М.Г.Халанский - выдающийся русский лингвист""
1.Жизнь и творчество нашего земляка.
2. «О происхождении названия «Муравский шлях»
3.Научные работы.
4.Благодарные потомки.
Выполнила ученица 9 класса: Жиркова Яна
Учитель: Косинова Н.П.
Презентация:
« М.Г.Халанский -выдающийся русский лингвист»
Филолог-фольклорист, историк литературы, член-корреспондент Российской АН, основоположник науки о восточнославянской диалектологии.
Халанский Михаил Георгиевич
Разностороннее мировоззрение
Халанский был неутомимым тружеником, по характеру добрым, честным, справедливым, мягким в обращении. Его научные интересы были глубоки и разносторонни. Он был крупным специалистом во всех разделах русского языка, литературы с древних времен до романтизма включительно, русского, украинского, южнославянского фольклора, этнографии, истории. Он читал университетские курсы церковнославянского, польского и сербского языков. Из-под его пера за 30 лет педагогической деятельности вышло около 50 работ. И каждая из них явилась новым словом в науке. Печатались они в Харькове, Варшаве, Москве, Петербурге и других городах.
В творчестве Халанского богато представлена курская тема. Кроме упоминавшихся работ, родным местам посвящены “Образцы народного говора южной части Курской губернии” (1883 г.), “Краснополянский голубец” (1902 г.), “Экскурсы в область древних рукописей и старопечатных изданий” (1902 г.), “О происхождении названия “Муравский шлях”, “Народные говоры Курской губернии” и другие. В последней книге, изданной в Петербурге объемом в 382 страницы, собраны не только типичные народные говоры, но и этнографические материалы, 468 песен. Создание этой книги – научный подвиг, ибо собрать в таком количестве народные песни губернии не удавалось никому.
Муравский шлях - большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники и станичники. По Книге Большого Чертежа и документам XVI в. о станицах и сторожах, М. шлях шел муравой (откуда и его название), избегая переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. Начинался он у г. Тулы и шел на Ливны, мимо г. Белгорода на Молочные воды и в Перекоп. На всем этом протяжении было пять сторожевых станиц. Запорожские казаки, в пределах которых тянулся М. шлях на расстоянии 200 в., называли его "отвечным, бескрайним". Судя по сообщениям Герберштейна, здесь ходили моек, станичники и в царствование Василия Ивановича. В XVII в., после возведения городов в Слободской Украине, татары стали избегать М. шляха; зато он сделался главным путем для казаков, направлявшихся в Крым. На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая до сих пор у г. Дивен Муравкой.
О дорогах
Историю, если присмотреться, часто пишет география, точнее, пишет ее Природа. Человеческие поселения возникали, как правило, около рек. Реки были первыми, самыми легкими дорогами по Земле. Сыгравшим огромную роль в истории Европы был путь «из варяг в греки» - из Скандинавии по Руси в Грецию. Пояс лесов южнее Москвы (тульские и орловские земли) был границею с Диким полем. И не просто границей, а некоей крепостной стеной, за которой укрывались жители этих мест и которая преграждала, затрудняла путь во глубину русских земель разбойничьим ордам и армии степняков - «степь леса боялась». Что касается путей по Земле, их было немало. Древние, вопреки представлениям в нынешний автомобильный век, еще не имея карт, хорошо ориентировались и много по Земле передвигались - исследовали, торговали, воевали и расселялись. Там, где не было водных путей и надо было двигаться, выбирали такие пути, где не встречалось водных преград. Одна из таких дорог вошла в историю. И хотя сегодня она не существует, упоминанье дороги вы найдете в энциклопедиях при том, что не очень много путей в них означено. Называлась эта дорога Муравским шляхом. Много веков она соединяла юг с севером. По конному шляху в междуречье Оки и Дона перемещались сарматы и скифы, позже печенеги и половцы. Двигалось шляхом до Куликова поля войско Мамая. Двигались позже по Муравскому шляху с юга на север и обратно купцы и посольские люди. А в XVI и XVII веках минувших тысячелетий Муравский шлях был головной болью молодого русского государства. О военном прошлом этих мест говорят названия близь лежащих населенных пунктов: Стрелецкое, Драгунское, Пушкарное, Казачье. По пути так же находилось много постоялых дворов и названия многих деревень до сих пор говорят об этом, Крапивинские дворы, Селиховы дворы, Черниченские дворы.
Песня:
…Вумна, вумна красная
деушка.
Умней ийё у роду нету.
У ва всеи племиню:
Щто рано устать.
Што тонко прясть.
И што чяста ткать.
И бяло бялить.
Да што шыть –
Лашшыть…
Ана на улицу идеть
Што мак тьвитеть.
А речи гаварить
Што либетка кричить…
Песня:
А в поли, в поли, на мяжи,
Стаить яблонка кудрява.
Спушшала листя да земи.
А каренника у землю.
Пушшай салавьи литають.
Пиряпёлушки гнёзды вьють.
Пиряпёлушки девушки!
Ох ты, красная Матрёна!
Ни збирай падворья в батюшки,
А збяри, збяри у свёкра,
В свёкра сенюшки навыи,
Пиряходички частаи.
(Повседневная и свадебная)
Народная песня служила человеку от колыбели до могилы. Песня - его детство, юность, зрелость и старость. Тематика народных песен - жизнь народа во всём его многообразии, его нравственность: и труд, и любовь, и взаимоотношения в семье(родители-дети, муж-жена, свекровь(свёкор)-невестка, тёща(тесть)-зять, и в обществе(начальство-рядовые, угнетатели-угнетённые), и материальное положение, и солдатчина, и физическая красота, и отношение к общественному долгу. Народная песня не только отражала жизнь, но и учила жить. Поэтому ценность народных песен переоценить нельзя. Жаль, что эти песни отдельным изданием не выходили и неизвестны не только рядовому читателю, но и самому страстному любителю поэзии.
Песни, собранные Халанским, слагали люди в большинстве своём не переступавшие школьного порога и никогда не державшие книги. Поэтому по теперешним меркам их литературная сторона не всегда бесспорна, смысл же в каждой - глубочайший. Фольклор-дело общенародное. Произведения устного народного творчества уникальны. В обширной публикации Халанского нет ни одной строки, произнесённой представителями господствующих классов, духовенства, чиновничества. Для того времени это верх прогрессивности.
В 1895 г. Халанский в Харьковском университете защищает диссертацию на степень доктора русской словесности. Тема диссертации – “Южнославянские сказания о Кралевиче Марке” (герое южнославянского эпоса). На эту тему исследований не было ни в одной стране мира. Еще до защиты диссертация была опубликована в “Русском филологическом вестнике”. Ее объем – 834 страницы. Этот труд – результат двухлетней кропотливой собирательской работы в славянских землях Сербии и Австро-Венгрии, участия в 500-летнем юбилее битвы на Косовом поле. Поездка на Балканы и проживание там были оплачены самим Михаилом Георгиевичем.
М. Г. Халанский – наш земляк, оставивший след в русском языкознании.
Прошли годы, но Михаил Георгиевич навечно в памяти благодарных потомков, он как яркая звезда огромной величины освещает путь в науку. Его мечта сбылась-Россия стала просвещённым государством.