Презентация - "Презентация по литературе : "А.Н. Островский - Колумб Замоскворечья""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.08.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе : "А.Н. Островский - Колумб Замоскворечья""
Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.
У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского” (И.А. Гончаров)
Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.
Ранние годы. Образование и карьера.
Детство и юношеские годы
Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе.
Обучение
После окончания гимназии в 1840 г., по настоянию отца, Александр поступил в Московский университет, на юридический факультет, хотя сам хотел заниматься преимущественно литературным трудом.
Служба
Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.
Литературные взгляды
Островского складывались под
влиянием Белинского и Гоголя: в
гоголевской
(реалистической)
манере были
написаны первые очерки и
драматические этюды.
Формирование
А.Н. Островского-писателя
Этапы творчества Островского
Ранний период (1847-1851)
«Москвитянинский период» (1851-1855)
Предреформенный период (1856-1860)
Пореформенный (1861-1886)
Ранний период (1847-1851)
писатель только ищет свой путь в искусстве, создает прозаические очерки в духе «натуральной школы» и пишет первую комедию «Банкрот»
(более позднее
название
«Свои люди
– сочтемся»)
«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
В первой пьесе Островский заглянул в запретную зону – в быт, в интимный мир.
Закон жизни, о котором пишет Островский, – это обман.
«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
На первом плане – общая обстановка жизни с ее закономерностями. Островский подчеркивает, что он пишет о рядовых людях. Всякую пьесу
надо начинать
анализировать
с понимания конфликта.
Отношение общества к пьесе
Общество по-разному приняло пьесу:
Передовая часть общества:
назвала автора «Колумбом Замоскворечья»;
комедию – купеческими «Мертвыми душами».
Официальные лица:
собственноручная резолюция Николая I гласила: “Напрасно печатано, играть же запретить”;
драматург был отдан под негласный надзор полиции;
Ответ А.Н. Островского
Но реакция официальных властей не сломила вольнолюбивый дух Островского. Он продолжает создавать свои «пьесы жизни».
охватывает 1851—1855 годы, время, когда Островский сближается с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», органа позднего славянофильства.
В эти годы им написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»
«Москвитянинский период»
Предреформенный период
На этот период приходится создание им пьес «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и трагедии «Гроза» - вершины драматургии Островского.
«Доходное место» (1857)
Разоблачает чиновников-взяточников, продажных карьеристов, подхалимов (Вышневский, Юсов, Белогубов). С ними борется разночинец-труженик, бедный
интеллигент Жадов,
который хочет жить
честным трудом,
бороться против взяток
и всякой неправды.
«Гроза», в которой поставил задачу - обличить экономическую и духовную тиранию «темного царства» (образы Дикого и Кабанихи) и
показать процесс
зарождения протеста
против вековых
традиций (образ
Катерины).
«Гроза» (1859)
Пореформенный период
По жанрово-тематическим признакам условно их можно разделить на следующие группы:
комедии, изображающие жизнь купечества: «Не все коту масленица», «Правда - хорошо,
а счастье - лучше», «Сердце
не камень»;
исторические пьесы: «Козьма
Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода,
или сон на Волге»;
Подавляющее число пьес было написано Островским в последний, пореформенный, период, охватывающий 1861-1886 годы.
Пореформенный период
Пореформенный период
сатирические комедии: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес»,
«Волки и овцы»;
психологические драмы:
«Поздняя любовь», «Последняя
жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники»,
«Без вины виноватые».
“Бесприданница”
«Бесприданница» - гневное обличение безнравственного общества, где человек – вещь, которую можно разыграть в орлянку.
В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.
Смерть великого драматурга
Островский умер утром 2 июня 1886 г. во время очередной ранней работы.
Похоронили Александра Николаевича Островского на местном кладбище 5 июня.
Творчество его осталось потомкам, обессмертив имя писателя.
Вклад А.Н. Островского в русскую культуру
Создатель русского национального театра.
Открыл новый тип героя – тип самодура.
Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
Создатель «пьес жизни».
Создатель реалистической актерской школы.
«Гроза»
Особую известность драматургу принесла пьеса «Гроза». В основе ее лежит семейно-бытовой конфликт в купеческой среде.
В драме «Гроза» автор знакомит нас с обстановкой и образом жизни обитателей города Калинова, в котором происходит действие. Он расположен на высоком берегу Волги.
«Гроза»
главные действующие лица «Грозы» делятся на два лагеря:
угнетатели и угнетенные.
Система образов:
Система образов:
К угнетателям относятся Савел Прокофьевич Дикой и Кабаниха (так называют Марфу Игнатьевну Кабанову обитатели города), к угнетенным - все остальные.
Савел Прокофьевич Дикой
Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе Калинове. Это грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур, от которого окружающие находятся в экономической зависимости.
Марфа Игнатьевна Кабанова
Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.
«Гроза»
Кабанова — Н. В. Рыкалова
Москва. Малый театр. 1859
Катерина
Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц «Грозы». Борьба Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства».
Молодое поколение
Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
Представителями молодого поколения в пьесе являются:
Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны Кабановой, муж
Катерины, брат Варвары.
Катерина – жена Тихона
Кабанова, любовница Бориса, сноха Марфы Игнатьевны Кабановой.
Молодое поколение
Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича Дикого, любовник Катерины.
Варвара – дочь Марфы
Игнатьевны Кабановой,
сестра Тихона Кабанова.
Кулигин – талантливый самоучка из народа.
Заветное желание Тихона: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то».
Тихон – жертва «темного царства». Оно превратило его в безвольного забитого человека, неспособного бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».
Тихон Кабанов
– с детства привык слушаться маменьку, боится ей перечить, безропотно сносит ее издевательства, не хочет жить своей волей: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». «Я, кажется, из вашей воли ни на шаг».
– племянник Дикого, учится в академии, живет у дяди, ждет завещания бабушки. По характеру робок и нерешителен. Добролюбов о Борисе: «Образование отняло у него силу делать пакость… но не дало ему силы противостоять пакостям, которые делают другие».
Борис
Кулигин
– талантливый самоучка; им движет идея бескорыстного служения людям, стремление принести пользу обществу. Он осуждает жестокие нравы «темного царства», но боится самодурной силы, склоняется перед ней.
Кулигин учит покорности и других. «Лучше же стерпеть» - его совет Кудряшу. Но в сцене гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста: «Вот вам ваша Катерина. … Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!».
Эти слова не только оправдание Катерины, но и обвинение тех, кто ее загубил.