Презентация - "Презентация по музыке 6 класс "Русский романс""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 25.08.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по музыке 6 класс "Русский романс""
Романс-это жанр музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией.
Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную форму.
Слово «романс» испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Романс-это жанр музыки, который первоначально предназначался для исполнения перед небольшой аудиторией. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней.
Александр Егорович
Варламов
(1801-1848)
— русский композитор, капельмейстер, певец,
музыкальный критик. Автор 150 романсов и песен вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени
Как и другие русские композиторы, А. Варламов написал свой романс в русском стиле, используя мелодии русских народных песен. Сюжет романса перекликается с народными песнями о нелегкой женской доле.
Романс построен как разговор дочери - невесты с матерью. Жалоба о нежелании идти замуж в чужую семью. Первые куплеты от имени девушки рекомендовано исполнять в умеренно скором темпе, а от имени матушки – более медленно, при этом две последние фразы романса пропеть в первоначальном темпе. Все произведение заканчивает аккомпаниатор в более оживленном темпе.
На заключительных словах матери музыка вновь возвращается к мажору, первоначальному темпу подчеркивая, что матери также вспоминаются ее молодые годы и предсвадебные волнения.
Народные мотивы стихотворения плавно и органично сочетаются с музыкой романса, создавая стиль лирической народной песни.
«Красный сарафан» Муз А. Варламова Сл. Н. Цыганова
Не шей ты мне, матушка, красный сарафан,
Не входи, родимая, попусту в изъян.
Рано мою косынку на две расплетать,
Прикажи мне русую в ленту убирать!
Пускай непокрытая шелковой фатой,
Очи молодецкие веселят собой!
То ли житье девичье, чтоб его менять,
Торопиться замужем охать да вздыхать!
Золотая волюшка мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой в свете ничего!
Дитя моё, дитятко, дочка милая!
Головка победная, неразумная!
Не век тебе пташечкой звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой по цветам порхать.
Заблекнут на щёченьках маковы цветы,
Прискучат забавушки, стоскуешься ты!
А мы и при старости себя веселим,
Младость вспоминаючи, на детей глядим!
И я молодёшенька была такова,
И мне те же в девушках пелися слова.
Почему его называли русской песней и часто помещали в сборники народных песен?
Как особенности стихотворения, его сюжета отразились на композиции музыкального сочинения, его форме?
Как строится беседа дочери с матерью? Как меняется характер звучания, ладовая окраска, темп? Какую роль играет аккомпанемент?
Почему на заключительных словах «И я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору, первоначальному темпу и начальной попевке?
Романс «Жаворонок»
муз. М.И. Глинка сл Кукольника
Между небом и землёй песня раздаётся,
Неисходною струёй громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт, а кому - не знает,
Та, кому она - поймёт, от кого - узнает.
Лейся, песенка моя, песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.
наряду с «Попутной песней», является самым популярным произведением
из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом»