Школа » Презентации » Другие презентации » Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)

Презентация - "Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)"

0
22.08.24
На нашем сайте презентаций klass-uchebnik.com вы можете бесплатно ознакомиться с полной версией презентации "Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)". Учебное пособие по дисциплине - Презентации / Другие презентации, от атора . Презентации нашего сайта - незаменимый инструмент для школьников, здесь они могут изучать и просматривать слайды презентаций прямо на сайте на вашем устройстве (IPhone, Android, PC) совершенно бесплатно, без необходимости регистрации и отправки СМС. Кроме того, у вас есть возможность скачать презентации на ваше устройство в формате PPT (PPTX).
Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс) 📚 Учебники, Презентации и Подготовка к Экзаменам для Школьников на Klass-Uchebnik.com

0
0
0

Поделиться презентацией "Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)" в социальных сетях: 

Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)"

Пушкин- драматург<br><br>Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий - пьес о сильных лично
1 слайд

Пушкин- драматург

Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий - пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства».

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Пушкин- драматург<br><br>Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах гла
6 слайд

Пушкин- драматург

Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии.

«Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из дву
7 слайд

«Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом.
Первая сцена происходит в комнате Сальери.
Ее можно назвать экспозицией трагедии.

Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, т
8 слайд

Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.

Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легка
9 слайд

Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.

В противовес ему Сальери выглядит мрачным и недовольным. Он вполне искренне восторгается произведени
10 слайд

В противовес ему Сальери выглядит мрачным и недовольным. Он вполне искренне восторгается произведением, которое наигрывает ему на пианино Моцарт. Но зависть, коварным червем разъедает его душу. В эту минуту в душе Сальери рождается замысел отравить его тем ядом, который у него хранился 18 лет.

Действие второй сцены происходит в трактире Золотой Лев, куда Сальери приносит яд. Он высыпает порош
11 слайд

Действие второй сцены происходит в трактире Золотой Лев, куда Сальери приносит яд. Он высыпает порошок в шампанское. Моцарт рассказывает другу о странном мистическом заказчике, который заказал ему Реквием, и теперь словно тень преследует его всюду. Этот «человек в черном» — прообраз смерти. Выпив отравленное шампанское, Моцарт садится за пианино и играет Реквием. Яд постепенно действует, Моцарту становится хуже, он уходит из трактира. Отравленный Моцарт и тут оказывается выше завистливого соперника. Он произносит слова, которые попросту сражают Сальери наповал. Моцарт говорит:
А гений и злодейство —
Две вещи несовместные.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

Пушкин- драматург<br><br>Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета.<br> Образ «чёрного чел
17 слайд

Пушкин- драматург

Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета.
Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая
судьба трагедии.

действие «Моцарта и Сальери» происходит в Вене. На то время – музыкальной столице мира. Где количест
18 слайд

действие «Моцарта и Сальери» происходит в Вене. На то время – музыкальной столице мира. Где количество первоклассных музыкантов на душу населения наверняка оказывалось выше, чем где бы то ни было. Где, как мы видим, даже посетители трактира охотно слушают классические арии и пьесы.

Трактирный скрипач – это не уличный музыкант. Последний действительно может стоять под любым забором
19 слайд

Трактирный скрипач – это не уличный музыкант. Последний действительно может стоять под любым забором и кое-как пиликать, уповая не на качество игры, а на жалость к немощному, старому, слепому. Однако в трактире играет, по сути, профессионал, допущенный туда содержателем заведения в видах удовольствия для публики. С какой же стати хозяин и завсегдатаи будут изо дня в день терпеть потуги неумелого артиста? Допустим, он позабавил бы слушателей раз-другой неимоверной фальшью, – однако трудно вообразить себе компанию мазохистов, которая приходила бы от этого в восторг в течение длительного времени. Да еще в Вене. Ясно, что при всем сочувствии к старости и слепоте такому скрипачу очень скоро посоветовали бы сменить профессию...

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд

30 слайд

31 слайд

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 г. - 10.02.1837 г.) - величайший русский поэт и писатель, род
32 слайд

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 г. - 10.02.1837 г.) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.
Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа" Петра Великого"
Солнце русской поэзии

«Пушкин –наше все»<br>Поэт Аполлон Григорьев писал в статье 1859 года: «А Пушкин - наше все: Пушкин
33 слайд

«Пушкин –наше все»
Поэт Аполлон Григорьев писал в статье 1859 года: «А Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности».

Пушкин - драматург<br>Список драматических произведений <br><br>«Борис Годунов» <br>11 сентября 1825
34 слайд

Пушкин - драматург
Список драматических произведений

«Борис Годунов»
11 сентября 1825 г.
«Скупой рыцарь»
23 октября 1830 г.
«Моцарт и Сальери»
26 октября 1830 г.
«Каменный гость»
4 ноября 1830 г.
«Пир во время чумы»
6 ноября 1830 г.

Драма – род литературы наряду с эпосом и лирикой<br>Основные жанры драматургии: трагедия, драма, ком
35 слайд

Драма – род литературы наряду с эпосом и лирикой
Основные жанры драматургии: трагедия, драма, комедия
Действие, диалог и ремарка – признаки драмы как особого литературного рода
Действие драмы развивается в настоящем времени через конфликты в форме диалога
Конфликт – противоборство, столкновение
Диалог – разговор двух и более лиц
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц
Реплика – ответная фраза собеседника в диалоге
Реплика «в сторону» - условный сценический приём, состоящий в том, что персонаж, высказывая вслух своё мнение о происходящем и о других лицах, адресует его не партнёрам по сцене, а прямо зрителям
Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, указывающее на место действия, внешний или духовный облик персонажей, их психологические состояния
Литературоведческие термины

«Борис Годунов»<br>Законченными драматическими произведениями Пушкина стали трагедия «Борис Годунов»
36 слайд

«Борис Годунов»
Законченными драматическими произведениями Пушкина стали трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 году, незадолго до восстания декабристов, и маленькие трагедии. В трагедии «Борис Годунов» показана начальная стадия так называемого «смутного времени» грандиозного народного восстания, потрясавшего Московское государство в течение десяти лет- с 1603 по 1612 год.
Трон Бориса Годунова

Основной замысел «Бориса Годунова» - первый русской реалистической трагедии - был в высшей степени с
37 слайд

Основной замысел «Бориса Годунова» - первый русской реалистической трагедии - был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, - вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за свое освобождение
Смутное время – «несчастная эпоха» (А.С. Пушкин)
«Борис Годунов» - пьеса, созданная как реалистическое произведение

От классицизма к реализму<br>Отказ от закона «Трех единств»:<br>места,  времени, одной сюжетной лини
38 слайд

От классицизма к реализму
Отказ от закона «Трех единств»:
места, времени, одной сюжетной линии
Отказ от деления героев на строго положительных и строго отрицательных
Ориентация на психологизм и историчность характера
Народность как основной принцип оценки событий

При жизни поэта трагедия не была поставлена на сцене<br>В 1907 г. к «Борису Годунову» обратился Моск
39 слайд

При жизни поэта трагедия не была поставлена на сцене
В 1907 г. к «Борису Годунову» обратился Московский Художественный театр. Впервые режиссура поставила задачу проникнуть в замысел Пушкина, разгадать законы его драматургии.

«Маленькие трагедии»<br>Осенью 1830 года Пушкин закончил четыре «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь
40 слайд

«Маленькие трагедии»
Осенью 1830 года Пушкин закончил четыре «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы»
Основная тема «маленьких трагедий» - психологическая: анализ человеческой души, человеческих «страстей»

вскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин запланировал ряд драматических проектов, сюжеты кото
41 слайд

вскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин запланировал ряд драматических проектов, сюжеты которых взяты из истории самых разных стран и эпох, героями которых должны стать сильные, «демонические» личности на фоне исторических катаклизмов. Отбор тем для «драматических изучений» говорит о том, что Пушкина интересует уже не столько романтическое живописание страсти, возведённой в абсолют, сколько её анализ, постановка своего рода литературного эксперимента

На окончательный замысел «Маленьких трагедий» судя по всему оказало увлечение Пушкина (помимо Шекспи
42 слайд

На окончательный замысел «Маленьких трагедий» судя по всему оказало увлечение Пушкина (помимо Шекспира и Расина) творчеством Барри Корнуолла — автора коротких «Драматических сцен», герои которых — яркие личности (порой на грани или за гранью патологии), сталкивающиеся в непримиримых конфликтах, кончающихся гибелью одного из них. В «Драматических сценах» Корнуолла — минимум действующих лиц, чаще всего их всего двое, действие пьес раскрывается в основном в монологах, в которых объясняются и подготавливаются действия главных героев в кульминационный момент их решительного столкновения.

«Скупой рыцарь» - жадность, деньги<br>«Моцарт и Сальери» - зависть, искусство<br>«Каменный гость» -
43 слайд

«Скупой рыцарь» - жадность, деньги
«Моцарт и Сальери» - зависть, искусство
«Каменный гость» - любовь
«Пир во время чумы» - смерть, торжество человеческого духа над смертью
Человеческие страсти

«Скупой рыцарь»<br>Скупость, любовь к деньгам в сознания рыцаря, барона - низкая, позорная страсть;
44 слайд

«Скупой рыцарь»
Скупость, любовь к деньгам в сознания рыцаря, барона - низкая, позорная страсть; ростовщичество как средство накопления богатства - позорное занятие
Скупость - страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош - показана Пушкиным в этой трагедии

«Моцарт и Сальери»<br>Главной темой трагедии является зависть как страсть, способная довести охвачен
45 слайд

«Моцарт и Сальери»
Главной темой трагедии является зависть как страсть, способная довести охваченного ею человека до страшного преступления
В основу сюжета Пушкин положил широко распространенные слухи, будто знаменитый венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта

Пушкин хотел опубликовать свои «Маленькие трагедии» анонимно. И один из списков (рукописных экземпля
46 слайд

Пушкин хотел опубликовать свои «Маленькие трагедии» анонимно. И один из списков (рукописных экземпляров) «Моцарта и Сальери» он пометил как перевод с немецкого. Хотя нельзя исключать и такого варианта, что в немецкой журналистике в то время существовал некий источник, рассказывавший о трагической смерти Моцарта, которым поэт воспользовался при создании сюжета.

Замысел этой трагедии родился у Пушкина в 1826 году, об этом сохранились черновые наброски поэта. Но
47 слайд

Замысел этой трагедии родился у Пушкина в 1826 году, об этом сохранились черновые наброски поэта. Но за работу он взялся только через 4 года, оказавшись в первый раз в Болдино.

герои трагедии – реальные исторические личности, оставившие заметный след в мировой музыкальной куль
48 слайд

герои трагедии – реальные исторические личности, оставившие заметный след в мировой музыкальной культуре. Но в основу сюжета были положены легенды. Одну из них породил сам Антонио Сальери. В пушкинских дневниках сохранилась такая запись:
«В первое представление «Дон-Жуана», в то время, когда весь театр безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист: все обратились с изумлением и негодованием, а знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью.

Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он
49 слайд

Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении, в отравлении великого Моцарта.
«Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца».

Кто породил эту легенду, осталось тайною за 7-ю печатями. Но Пушкин в нее поверил. Он воспользовался
50 слайд

Кто породил эту легенду, осталось тайною за 7-ю печатями. Но Пушкин в нее поверил. Он воспользовался этой легендой для создания изумительного психологического произведения – маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
В черновиках поэта сохранилось первоначальное название трагедии — «Зависть». Тем самым подчеркивалось, что именно зависть является основной темой пьесы.

Моцарт умер в возрасте 35 лет, но причиной его смерти был не яд, а инфекционное заболевание и неправ
51 слайд

Моцарт умер в возрасте 35 лет, но причиной его смерти был не яд, а инфекционное заболевание и неправильное лечение. Состояние композитора усугублялось напряженной работой над «Реквиемом». Отсюда родилась вторая легенда о том, что Поминальная месса убивала композитора.
Антонио Сальери на 34 года пережил своего приятеля и соперника по творчеству. Но последние годы жизни Сальери действительно были омрачены сплетнями о том, что он отравил великого Моцарта. Известный музыковед и критик того времени Альфред Эйнштейн писал, что Вена «во всём, что касается клеветы и сплетен, и тогда, и потом оставалась провинциальным городишком».

Сальери всячески опровергал все обвинения, в свой адрес, и уж тем более, не делал никаких «признаний
52 слайд

Сальери всячески опровергал все обвинения, в свой адрес, и уж тем более, не делал никаких «признаний». Тем не менее, его имя для многих стало нарицательным, как эталон жгучей слепой зависти и коварства.
Трагедия «Моцарт и Сальери» впервые была опубликована в «Северных цветах» в конце 1831 года. Сорок лет спустя сюжетом трагедии воспользовался Н.А. Римский-Корсаков для создания одноименной гениальной оперы.

«Каменный гость»<br>«Каменный гость» это история любовной страсти, Рассказ о судьбе человека, сделав
53 слайд

«Каменный гость»
«Каменный гость» это история любовной страсти, Рассказ о судьбе человека, сделавшего удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни. Образ Дон Гуана у Пушкина не похож на его предшественников в мировой литературе
Дон Гуан в «Каменном госте» показан как искренний, беззаветно увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически одаренный человек
Его отношение к женщинам — не отношение холодного обольстителя, а всегда искреннее, горячее увлечение

«Пир во время чумы»<br><br>Пушкин изображает в «Пире во время чумы», как и в остальных «маленьких тр
54 слайд

«Пир во время чумы»

Пушкин изображает в «Пире во время чумы», как и в остальных «маленьких трагедиях», человеческую душу в ее крайнем напряжении. Здесь причиной этого напряжения является неминуемая гибель от чумы, ожидающая человека, страх смерти. В пьесе показаны три пути преодоления этого страха смерти.

Первый — религиозный путь.

Второй — забыться в вине.

Третий — не отворачиваться от опасности.

Значение Пушкина - драматурга<br><br>1. Всё творчество А.С Пушкина новаторское по своей сущности. Бл
55 слайд

Значение Пушкина - драматурга

1. Всё творчество А.С Пушкина новаторское по своей сущности. Благодаря ему русская литература пошла по пути реалистического искусства. Достигнув высот в поэзии, развивая реалистическую прозу, Пушкин одновременно обращается и к драматургии
2. «Дух века требует важных перемен и на сцене драматической», - утверждал автор «Бориса Годунова»
3. Пушкин мечтал о подлинно народном театре

Комментарии (0) к презентации "Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин-драматург. Трагедия «Моцарт и Сальери». " (11 класс)"