Презентация - "Разработка урока "Касли - город мастеров чугунного литья"" 6кл"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 18.08.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Разработка урока "Касли - город мастеров чугунного литья"" 6кл"
В эпоху императора Петра I
- Центральный и Южный Урал, благодаря богатству своих недр, оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию.
- Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России.
с 1701 по 1750 гг.
на Урале было основано:
71 металлургическое предприятие
- 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а главное, - в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны.
Указ Петра I от 1719 г. разрешал
«…всем и каждому, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так на чужих землях, искать, плавить и чистить всякие металлы и минералы…».
Он же освобождал заводчиков и мастеровых от государственных налогов и рекрутчины, а их дома от постоя войск, гарантировал наследование собственности на заводы и ограждал заводовладельцев от вмешательства в их дела местных властей.
Как верховный собственник полезных ископаемых,- государство, за объявленную «горную свободу», облагало заводчиков десятиной с выпускаемой продукции
С этого времени также начинают зарождаться знаменитые высокохудожественные народные уральские промыслы
в основе своей содержащие разнообразные природные богатства, которыми так щедро наделен Седой Урал.
Пришедшие на Урал как со всей России, так и с иноземщины мастеровые и работные люди принесли свое умение, которое как нигде в другом месте, концентрированно, с применением исключительно местных природных материалов, получило дальнейшее многовековое развитие и всемирное признание.
Такие промыслы как - художественная обработка и резьба по поделочному, полудрагоценному и драгоценному камню, златоустовское оружие, а впоследствии – гравюра на стали, ну и художественное, впоследствии получившее собственное определение - «КАСЛИНСКОЕ» литье навечно вошли в мировую коллекцию народных художественных промыслов.
Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли.
Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья
История города Касли (дата основания) начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере.
купец Яков Родионович Коробков – (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова – младшего
15 мая 1746 года заключил с Оренбургской канцелярией контракт на строительство железоделательного завода 3 февраля 1747 года в Исетской канцелярии Челябинской крепости была составлена купчая на приобретение за 150 рублей у старшины Мякотинской волости Янгильды Собхангулова, сына Багишева, 250 тысяч десятин земли под заводскую дачу.
И в том же в 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод в Исетской провинции.
Кроме заводской плотины, построили еще 7 плотин для накопления воды, домну, 16 кричных и кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов.
Все заводские строения были сооружены из дерева и обнесены прочным деревянным заплотом.
18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья).
Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942г. года назывался Каслинским заводом.
Это был особый, достаточно замкнутый заводской мир со своими традициями, нравами и обычаями.
Удачно выбранное для строительства завода и поселка место обеспечило Каслям ключевое положение на так называемой «казанской тропе» - прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур.
Хитрые «купецкие люди» везли товары через Камень, как издавна назвался Урал, именно «казанской тропой», избегая Верхотурской дороги – официально признанного пути в Сибирь, так как в Верхотурье все товары облагались высоким таможенным сбором и воеводскими поборами.
В 1869 году поселок Касли по числу жителей (9 812 человек) занимал четвертое место в Екатеринбургском уезде после Екатеринбурга, Невьянска и Березовского завода. Поселок славился – и славится до сих пор – своим рыбным промыслом.
В 1942 году заводскому поселку Касли присваивается статус города.
Сегодня Касли входит в систему городов Горнозаводской Северной зоны Южного Урала.
Со времен основания Демидовских заводов Касли традиционно относят к Кыштымскому территориальному округу.
Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья
Музей открыт в 1963году.
Основу его собрания составляет уникальная коллекция отливок, выполненных в XIX-XX вв. на Каслинском заводе.
Поэтому неудивительно, что небольшой (сегодня в Каслях проживает около 20 тыс.населения) город, расположенный в северной части Челябинской области на протяжении многих десятилетий является местом паломничества российских и иностранных туристов.
13 августа 1751 г.
- В Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.
В 1758 году
«чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями,
оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы.
Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода.
Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо
В конце XVIII века
- Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных.
- В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора Коммерческого училища в Санк-Петербурге.
- К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных.
Купец I гильдии Расторгуев
Однако в 1809 году П. Г. Демидов продает завод за 700 тыс. рублей купцу первой гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву (1770 - 1823).
Первым делом Расторгуев взялся за выполнение военных заказов.
В 1823 году
на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов (фото).
Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья.
Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья.
Знаете ли вы, что чугун может быть дороге золота?
Точнее, был дороже: в конце прошлого века в России делали чугунные цепочки, да такие, что ими восхищались в Европе.
Никто не верил, что эти тонкие ювелирные украшения - чугунные.
Каждое фигурное звено такой цепочки формовалось и отпивалось отдельно, на это уходил целый день, а на всю цепочку, соответственно, почти месяц.
Звенья свободно вращались, поскольку не приваривались друг к другу.
Цепочки украшались специально отлитыми для них изящными брелочками.
Это подлинное чудо литейного искусства стоило дороже, чем золотая цепочка.
1747 год:
тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод.
Обширные земли в округе он купил у башкир почти за бесценок.
А места оказались богатые: сосновые леса, озера, железная руда, залегающая почти на поверхности.
А места оказались богатые:
сосновые леса, озера,
железная руда, залегающая
почти на поверхности.
1752 год…
- Каслинский завод купил Никита Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири.
- К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо.
- Отправлялись в Центр России пушки и ядра.
- Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках.
Демидовское железо было самого высокого качества в мире!
если в XVIII веке завод прославился отличным железом,
то в XIX веке большую известность ему принесло чугунное художественное литье.
Оказалось, что в Каслях есть большие запасы хороших формовочных песков. К тому же в достатке имелась древесина для изготовления угля.
Чугун - материал не совсем обычный
этот грубый металл способен передавать любую, даже самую филигранную форму, причем как в миниатюрных, так и в гигантских сложнейших отливках.
Например, самая крупная в мире пушка (которая превосходит своими размерами бронзовую кремлевскую Царь-пушку и в отличие от нее прошла все специальные испытания боевого орудия) была отлита в конце 1860-х годов на Пермском чугунолитейном заводе.
Чистый вес ее составил 2700 пудов, а калибр - 20 дюймов.
На том же Пермском заводе в 1875 году
изготовлена еще одна техническая диковинка - Царь-молот с ударной силой до 160 тонн.
Точность его вызывала удивление во всем мире. Например, под бок молота-гиганта укладывали карманные часы, а вокруг них - стальные бруски значительно большей толщины.
Ударом молота их осаживали (расковывали) в лепешки до толщины часов.
Последним ударом стекло часов разбивалось, но сами часы оставались неповрежденными и преспокойно продолжали ходить.
Вершиной творчества русских мастеров-литейщиков по праву считается знаменитый чугунный павильон
выполненный на Каслинском заводе по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена лучшими уральскими мастерами. В 1900 году на парижской Всемирной выставке в нем была размещена коллекция каслинских отливок, однако сам павильон был самостоятельным произведением искусства, поражающим гармонией, легкостью и красотой. Огромный, почти пятиметровый, он был словно сплетен из литых кружев. В декоративном оформлении павильона использованы все жанры художественного литья - кабинетная скульптура, тонкие горельефы, филигранный сквозной орнамент, различные архитектурные детали, чеканные барельефы и т. д. Павильон завоевал на выставке золотую медаль; в газетах и журналах его называли "ажурным чудом". После выставки он был разобран, и только десятки лет спустя его отреставрировали и установили в специальном зале Свердловской картинной галереи.
Клеймо в прямоугольной рамке с надписью "собст. зав." (собственность завода) ставилось на художественных отливках, экспонировавшихся на всероссийских и всемирных выставках, а также на эталонных изделиях из ассортиментного кабинета завода.
Клеймо в прямоугольной рамке с надписью "раб." и фамилией, как правило, указывает мастера, изготовившего уменьшенную копию авторской модели (например, "раб. Бух.")
Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов.
Изображения фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных "дурман-цветов" и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком и быстрых кораблей будоражили воображение.
Три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможными статуэтками, полочками, подсвечниками, пепельницами и прочими изделиями Каслинского завода.
Выставленные внутри и вокруг павильона, они еще больше усиливали впечатление, производимое разнообразием и совершенством выделки чугуна.
Павильон стал сенсацией Всемирной выставки
. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания.
Продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда по 65-му разделу (металлические изделия) - хрустальный Гран При и большая золотая медаль.
Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы.
В павильоне заключались торговые сделки, покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках.
Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов, продававшиеся в Париже по цене равных им по весу серебряных изделий.
Трудно было поверить, что все это отлито из чугуна.
Каждый покупатель на память о посещении экспозиции Кыштымских заводов получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, кабана, собачку, бычка, крысу, якорь, скрещенные молоточки, — на выбор.
Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо.
Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья.
Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский передал согласие владельцев Н. А. Лаверецкого продать все, кроме скульптуры «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу.
Торг был долгим, а ответ один:
«Россия» не продается!».
Тогда уязвленный Лубо позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья…
и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил:
«Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется».
Мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол…
Покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась.
Крепка оказалась заводская марка.
Ахнула свита, изумился президент и… прибавил цену, но сделка не состоялась
По окончании Парижской выставки, павильон разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли.
Многие годы ящики так и не распаковывались - вплоть до конца гражданской войны они пролежали в подвале дома управляющего заводом.
Вспомнили о павильоне в голодный 1921 год:
Тогда, по приказу директора завода Н. Ф. Захарова переплавили на сковородки и чугунки больше половины деталей парижского выставочного павильона.
От полного уничтожения его спасли старые каслинские мастера.
Они спрятали в различных уголках завода основные детали павильона и послали к уездному начальству в Екатеринбург нарочного с письмом о необходимости сохранить для потомков парижский павильон и лучшие образцы художественного литья.
Впоследствии предпринимались неоднократные попытки восстановить павильон в первозданном виде.
Реализовать идею восстановления павильона удалось лишь после Великой Отечественной войны.
В 1949 году Свердловская картинная галерея обратилась на Каслинский завод с просьбой помочь восстановить выставочный чугунный павильон, получивший Гран При на выставке 1900 года в Париже.
3 мая 1958 года в Свердловской картинной галерее состоялось торжественное открытие чугунного павильона, возрожденного умельцами из Каслей.
"Чугунное чудо" во всем своем великолепии вновь предстало перед восхищенными зрителями, пленяя своей ажурностью, изяществом, красотой.
Началась его вторая, размеренная жизнь в качестве музейного экспоната.
Как и на выставке в Париже, рядом с павильоном заняла свое место, после необходимой реставрации, еще одна жемчужина каслинского литья - скульптура Н. А. Лаверецкого "Россия".
9 июня 1986 года
Торжественное открытие каслинского чугунного павильона на новом месте, в Музея изобразительных искусств г. Свердловска (Екатеринбурга).
По существу, это было третье его рождение.
28 апреля 2000 года Каслинскому чугунному павильону исполнилось ровно 100 лет!
Выставочный павильон Кыштымских горных заводов наследников Л. И. Расторгуева, представленный в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже, вошел в историю декоративно-прикладного искусства России как Каслинский чугунный павильон.
День открытия выставки стал официальной датой рождения "русского чуда", зарегистрированного ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна в музейной коллекции.
С 1860 по 1914 гг. - самыми престижными наградами:
1860 – малая золотая медаль на выставке Вольного экономического общества в Москве;
1861 – малая серебряная медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1867 – большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже;
1870 – большая золотая медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге;
1872 – большая золотая медаль Политехнической выставки в Москве;
1873 – большая золотая медаль Всемирной выставки в Вене;
1876 – бронзовая медаль Всемирной выставки в Филадельфии;
1882 – серебряная медаль Всероссийской промышленной выставки в Москве;
1887 – большая серебряная медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге;
1888 – Почетный диплом выставки в Копенгагене;
1896 – высшая награда Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде – право ставить на изделиях клеймо с государственным гербом России (двуглавым орлом);
1897 – золотая медаль Международной выставки в Стокгольме;
1900 – Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже (высшая награда первого класса) и большая золотая медаль;
1906 – большая золотая медаль Промышленной выставки в Милане;
1914 – Почетный диплом Балтийской промышленной выставки в Мальме
Во второй половине XIX - начале XX века с Каслинским заводом весьма серьезно конкурировал чугунолитейный завод города Кусы
Кусинские изделия также получили широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.
Изделий Кусы сохранилось значительно меньше, и они особенно ценятся знатоками.
Исторически так сложилось, что Кусинское литье всегда находилось в тени славы Каслей. Из-за того, что во многих случаях и Куса, и Касли использовали одни и те же модели скульпторов, кусинские художественные отливки совершенно несправедливо называют каслинскими.
На изделиях Кусы стоит клеймо в виде прямоугольной рамки, включающей сокращенное название завода ("кус.з"), и изображения двуглавого орла в круге (как и у Каслей).
В концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся.
в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века) , перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности.
С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г.Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.
Скамья-диван
("Диван садовый с виноградной лозой") (1830-е гг.г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Шинкель К.-Ф.
Памятник "Наказ матери" (1985г.)
Материал: Чугун - антикоррозионное покрытие
Автор: А. С. Гилев
В Каслях исторически выпускалось немало чугунного архитектурного литья, по количеству и качеству этой продукции занимал одно из первых мест в России.
каслинские решетки
Парадные крыльца с навесами украшали здания управ, земств, заводоуправлений, контор крупных фирм, особняков состоятельных людей и являлись неотъемлемой частью архитектурных сооружений крупных городов второй половины ХIХ столетия.
Наездница и клоун на лошади (1880-1890-е гг.г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Соловьева А. А.
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Моро О.-Л.-М.
Солоха и черт
(из серии "Герои произведений Н. В. Гоголя") (1897г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Соловьева А. А.
Прощание моряка
(по французской бронзовой модели 1870-х гг.) (1870-е гг.г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: а/н
Тройка летом
(Возвращение с ярмарки) (1869г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Лансере Е. А.
Подчасник "Хозяйка медной горы и Данила-мастер"
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Гилев А. С.
Кавказский пленник
(по мотивам одноименной повести Л. Н. Толстого) (1900г.)
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: Оссовская С. А.
Камин "Ипатьевский" с бронзовыми накладками
("Доска гладкая, с розетками, на углах головы Сатиров. Подкаминник с листьями и узорами")
Материал: Чугун - Голландская сажа
Автор: а/н