Презентация - "Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста на тему: Средства художественной выразительности на примере лирического текста"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 16.07.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста на тему: Средства художественной выразительности на примере лирического текста"
Гулистанский государственный университет
Филологический факультет
Предмет: Выразительное чтение. Анализ художественного текста.
Самостоятельная работа 10
Тема: Средства художественной выразительности на примере лирического текста.
Выполнила: Эшбаева.М
Принял: Нуритдинов.Ш
Анализ средств художественной выразительности в лирике А.С. Пушкина
Анализируя лирические произведения Пушкина, хочется обратить особое внимание на те средства, с помощью которых писатель выражает свои чувства и мысли, все то, что его волнует и тревожит, радует и печалит, то, при помощи чего он раскрывает свой внутренний мир перед читателем.
Так как же удалось автору, оперируя простыми, привычными словами, создавать такие удивительные картины, волнующие душу и надолго поселяющиеся в сердце?
В начале этого параграфа хочется остановиться на том, какие именно средства художественной выразительности использовал Пушкин в своей лирике. Затем нами будет проведен анализ средств художественной выразительности на примере конкретных его произведений.
Итак, в своей лирике Пушкин использовал различные лексические средства выразительности, различные лексические категории, которые являются основой создания художественного образа. Эти языковые средства рассматриваются как база, фундамент построения разнообразных поэтических акцентов. В его текстах часто преобладают слова в своем прямом значении, стилистически не окрашенные. И вместе с тем мы чувствуем, что эти обычные слова выступают в художественном тексте как эстетические единицы.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А. Пушкин), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Лексико-грамматический анализ глагола бродить помогает выявить лексическое значение этого слова, его звуковой состав, грамматические признаки, стилистическую окрашенность. Но лингвопоэтический анализ заставляет нас искать в этом слове, являющемся элементом художественного текста, эстетическую ценность, а для этого придется выйти за рамки грамматического анализа.
Нарушение смысловой сочетаемости слов также встречается в лирических произведениях поэта. В любом предложении слова связаны не только грамматически, но и по смыслу. В поэтике нарушение лексической сочетаемости используется как стилистический прием для создания эффекта.
Следует обратить внимание на часто встречающееся лексическое средство выразительности антономасию. Например, «Евгений Онегин»:
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Или, «Деревня»:
Здесь барство дикое, без чувств, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Также в лирических произведениях А.С. Пушкина можно встретить такое средство выразительности, как метонемию, например: «Ты вел мечи на пир обильный…». По мнению А.С. Пушкина, «мечи» - это воины.
«Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале…»
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».
«Фарфор и бронза», «в хрустале» - изделия из бронзы, фарфора и хрусталя. «Театр уж полон,
Ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит…»
«Ложи блещут» - блещут (блестят) женские украшения на дамах, сидящих в ложах, «партер и кресла» - публика в партере (пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра.
Так же автор употребляет названия части вместо целого или общего, и наоборот. Такой прием называется синекдоха. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным. Например: «Медный всадник»:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу…
На сопоставлении антонимических значений строится оксюморон - сочетания слов, выражающих логически несовместимые, исключающие друг друга понятия. Этот прием мы видим, например, в произведении «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…»: «О, как мучительно тобою счастлив я!». Здесь мы ощущаем контрастность, передаваемую словами «мучительно счастлив», что означает предел эмоций, которые трудно принять как счастье.
Художественная выразительность лирики поэта усиливается с помощью такова средства, как ассонанс. Это один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Брожу ли я вдоль улиц шумных
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин, «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
В поэтических произведениях поэта лексический повтор сочетается с синтаксическим и становится средством создания поэтического подтекста, которое углубляет содержание высказывания. Например, «Бесы»:
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
В отрывке стихотворения Пушкина повтор передает не статику, а ощущение движения, однако монотонность движения выражается звуками колокольчика «дин-дин-дин». Мы ощущаем, что монотонность, однообразие - это не скука, а скорее движение в бесконечность, в неведомое, чему нет конца.
В завершении работы проведем анализ средств художественной выразительности на примере конкретных произведений поэта.
Стихотворение «К морю» А.С. Пушкин.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами (кроме трех строф-пятистиший), рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («волны голубые», «гордою красой», «путь беспечный», «хладный сон», «пустыни молчаливы»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз», «Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты ничем не укротим»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!», «Он был, о море, твой певец»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), метафоры («я был окован»), инверсию («У берегов остался я…», «Он духом создан был твоим»), риторический вопрос («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»).
Также поэт употребляет и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желанный»), благодаря которым создается впечатление неспешного, душевного разговора с морем. В начале стихотворения поэт употребляет несложный синтаксис - простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. Затем мы находим сложные предложения: союзные, сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса знаменует углубление основной темы произведения. Раздумье о судьбах героев-романтиков включает, кроме простых предложений, осложненных причастным оборотом или однородными членами, односоставное номинативное предложение («Одна скала, гробница славы…»), сложные бессоюзные предложения, определенно-личные предложения с однородными членами. Сложные бессоюзные предложения здесь призваны раскрыть образы Наполеона и Байрона, подчеркнуть яркость, насыщенность, значительность их жизни («Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон»), их внутреннее родство со свободной стихией моря («Шуми, волнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец»). В стихотворении поэт использует славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»), слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец», «тиран», «благо»). Замечателен и фонетический строй произведения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации и ассонансы. Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто встречаются шипящие «ш», «щ», «ч», протяжные гласный «у», звонкий «р». Кроме того, мы можем отметить повтор звуков «л» и «о», имитирующий плеск волн.
Стихотворение «Зимний вечер» А.С. Пушкин.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифма - перекрестная. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Поэт употребляет эмоциональные эпитеты («добрая подружка», «бедной юности»), образные сравнения и метафоры-олицетворения:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
В стихотворении используется звукоподражание. Завывание метели в первых стихах имитируют часто встречающиеся звуки «у» и «р» («буря», «крутя», вихри», «зверь»).
Послание «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкин.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. В послании использованы метафоры («Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты), инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения. Анализируя фонетический строй стихотворения, отметим аллитерации («Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты») и ассонансы (И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь»).
Стихотворение «Осень» А.С. Пушкин.
«Осень» написана октавами. В шести строчках из восьми использованы две рифмы в перекрестной рифмовке, две последние строки объединены парной рифмой. Чередование женских и мужских рифм меняется через строфу. В произведении использованы разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («дохнул осенний хлад», «роща отряхает Последние листы») «в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («красою тихою», «блестящие тревоги», «свежее дыхание», «прощальная краса», «в сладкой тишине»), оксюморон («пышное…увяданье»), инверсию («Люблю я пышное природы увяданье») анафоры («И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), аллитерации и ассонансы («Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», «В их сенях ветра шум и свежее дыханье»). Слова высокого стиля («хлад», «мучишь») соседствуют в произведении с прозаизмами («организм»).
Стихотворение «Бесы» А.С. Пушкин.
«Бесы» написаны четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка в каждом из четверостиший в восьмистишии - перекрестная. В стихотворении использованы емкие, эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие монотонность и однообразие зимнего пути, и одновременно нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипает очи»). Лексика у Пушкина разнообразна: здесь мы находим слова разговорно-бытового стиля («поневоле», «нет мочи», «Хоть убей, следа не видно»), «высокого» стиля («очи», «далече»). Завывание метели передано в «Бесах» аллитерациями («Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…»).
Духовная ода «Пророк» А.С. Пушкин.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. В произведении использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты («пустыня мрачная», «легкими перстами», вещие зеницы»), сравнения («перстами легкими, как сон», «как труп, в пустыне я лежал»), анафоры («И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем…»), инверсия («сердце трепетное», «десницею кровавой»), метафора («глаголом жги сердца людей»). Отличительными признаками лирической речи в стихотворении являются архаизмы и славянизмы: «перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли».
Вывод: Нельзя не согласиться, что основным средством выразительности поэзии Пушкина является его язык. Он представляет собой нечто уникальное и неповторимое. Строй его произведений не строго правильный, а напротив; не следование строгим синтаксическим конструкциям придает ему певучесть, оригинальность и непревзойденную стройность. Чтобы привлечь внимание читателя, автор нарушает естественность и привычность речи.