Презентация - "«Усвоение социально – культурного опыта русских старообрядцев"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 13.07.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "«Усвоение социально – культурного опыта русских старообрядцев"
МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа имени И.К. Калашникова»
«Усвоение социально – культурного опыта русских старообрядцев (семейских) детьми младшего школьного возраста на уроках и внеклассных занятиях».
Работу выполнила: Иванова Л.В. учитель начальных классов
«…Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое».
Л.Н.Гумилёв
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение выполнении задач нравственного . патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения .
То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени . которое характеризуется не только ростом национального самосознания народа , но и обострением межнациональных конфликтов . Сегодня, каждый раз прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков , мы пробуждаем генетическую память , закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням , отношение к Родине , семье , уважение к традициям предков , понимание культуры других народов , осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.
Начальная школа - самоценный , принципиально новый этап в жизни ребёнка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении , расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром , изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности , познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребёнка.
Реализация указанных целей и задач достигается на уроках физической культуры, музыки , литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, кружках « Краеведение», « Народное творчество».
Окружающий мир.
Тема: « Моя малая родина».
Карта расселения семейских Мухоршибирского района.
Русский язык
Проект : Рассказ о слове. Слово в языке и в речи.
Обследование говоров по "Программе собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка" показало повсеместное распространение таких, например, лексем как :усадьба - участок земли, на котором находятся дом с хозяйственными постройками; сарай // царай -помещение для хозинвентаря, кормов; молотило - орудие для ручной молотьбы; жниво - сжатое поле ; погода - плохая ветреная погода – ненастье ; ' голосить - 'причитать над покойником, плакать ; голбец -
полочка за печкой для сушки лука, хранения кухонной утвари ; западня - крышка, закрывающая ход в подполье ; амбар - постройка для зерна; пахать - обрабатывать землю ; косовье -'деревянная часть косы ; мураши - муравьи; колупать -отковыривать ; ржет (о лошади), мычит (о корове).
ИЗО
о второй половине в XIX в быт крестьян широко входит роспись по дереву. Особенно яркую роспись полюбили семейские. В селеньях расписывали не только утварь, мелкие предметы быта и обихода (туески, ночевки, прялки, швейки, самопрялки, гребни, кадки для воды, кровати), яркая роспись масляными красками на олифе из конопляного масла, которую готовили крестьянки, украшала потолки изб, передние углы, заборки, ставни, двери, опечки, наличники; расписывали полностью внутренние стены горниц, сеней, крылец.
«Характерной особенностью применения росписи в интерьерах крестьянских изб являлось стремление художника органически связать ее с архитектурой жилища. Роспись опечка, матицы, дверного проема, простенка, потолка или верхних венцов сруба выявляла важнейшие конструктивные элементы постройки, подчеркивала внутренние габариты помещения».
. Полы покрыты коврами домашнего изделия».
ИЗО.
Красота вокруг нас
собран большой (отчасти уникальный) этнографический материал о народном декоративно-прикладном и религиозном искусстве семейских Забайкалья , предметы быта и обихода, образцы прикладного искусства, расписные, резные прялки и самопрялки, одежда и украшения (янтарь, бусы, запонки), домотканые пояса, кички, кокошники, позатыльники, шитые золотом и серебром, роскошные величавые сарафаны, запона, рубахи, предметы религиозного культа (иконы, литые кресты, лестовки .
Исследовательская деятельность
Церковный праздник - Пасха.
Село Куготы самая обыкновенная небольшая семейская деревня , основанная на месте заимок выходцами из Шаралдайской слабоды в 20 – ые годы xx века. По свидетельству старообрядцев Павлуцкой Ф.К. (1917г.р) в деревне сохранились стародавние праздники. В настоящее время в Куготах сохраняются некоторые обычаи и обряды ,но первоначальная магическая функция их не осознается современными жителями деревни. ( Со слов Феклуньи Климовны).
Строго соблюдались все традиции перед Пасхой. В строгом пасте и непрестанных молитвах проходила страстная неделя , последняя неделя после поста , посвященная памяти страстей , страданий Господних . Особенным днём на страстной неделе считался четверг чистым. Его называли «чистым», т.к. в конун его хозяйки мыли , скоблили не крашенные полы, стены и лавки головяком , который делали из лучины или метлы , заранее приготавливая дресву и вётошь . «Грех было не мыть , всё должно было мыться , и чтоб каждая щепочка перевернулась и обмывалась».
В чистый четверг совершалось множество ритуалов ,
призванных обеспечить благополучие в семье ,
в хозяйстве на весь предстоящий год.
Литературное чтение
Мифологические рассказы, широко распространенные у забайкальских старообрядцев, являются составной частью архаической славянской культуры
Сюжетный состав мифологических произведений, записанных в старообрядческих селах в конце XX - начале XXI вв., подразделяется на четыре тематических цикла: мифологические рассказы о домовых (дворовых, колодезных, банниках); мифологические рассказы о леших и местах, где «водит»; мифологические рассказы о покойниках, о «том свете»; мифологические рассказы о людях, обладающих сверхъестественными способностями
Музыка
Самобытные черты семейского распева более всего раскрываются в исполнении протяжных песен.
Широко в семейском распеве используются словесные повторы, словообрывы, вставные междометия, огласовки согласных звуков, которые способствуют более широкому разливу мелодии. Еще одной характерной особенностью является определенный порядок вступления голосов.
«Семейские песни – редкостное хранилище языка и самосознания народа» В. Распутин
Тексты песен , записанные со слов Феклуньи Климовны , которые она переняла от своих родителей Овчинникова Клима Лазаревича и Овчинниковой Елизаветы Ивановны.
Страдания.
1. У меня миленок Ваня, 3.Развяжите мне крылья,
Я сама Ивановна , Дайте вволю полетать
Провожал меня Ванюша, Позаброшенную долю
До двора до самого. Почему её искать.
2. Мы с Ванюшей расстались 4.Сперва на родину слетаю,
И пошли по сторонам, Разузнаю свой полет
Он запел , а я заплакала , И узнаю про мамашу,
Легко ли было нам. Где и как она живёт.
Вывод:
Самобытные традиции семейских , выработанные на протяжении веков . Главная мысль традиций - назначение человека - оберегать мир и умело пользоваться его богатствами . Разрушение приводит к тому , что условия жизни становятся менее благоприятными.
Наиболее полно такие воззрения сохранились у старообрядцев . Мир традиций не ушел в прошлое . Есть еще возможность его изучения . И пока еще не совсем поздно , нужно прилагать все знания прошлого к современной жизни.