Презентация - "Александр Островский "Гроза" идейно- художественное своеобразие"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 08.07.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Александр Островский "Гроза" идейно- художественное своеобразие"
В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.
Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.
Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.
Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.
Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества.
Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.
В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой.
Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.
Тема, идея, конфликт пьесы
В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками
Частные темы:
- рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;
- излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;
- рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
- отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве;
- наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.
Итак, говоря словами И.А.Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».
- В чём заключается конфликт?
А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».
Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
К нему присоединяются конфликты :
Кулигин – Дикой - Кабаниха,
Тихон - Кабаниха,
Кудряш - Дикой,
Борис - Дикой,
Варвара -Кабаниха.
Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Система художественных образов.
«Темное царство»:
Кабанова Марфа Игнатьевна,
Дикой Савел Прокофьич,
странница Феклуша,
мещанин Шапкин,
служанка Глаша.
Жертвы «тёмного царства»:
Катерина,
Борис,
Кулигин,
Варвара,
Кудряш,
Тихон
Значение имён в драме.
Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.
Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.
Марфа – от арамейского: госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова.
Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).
Тихон – от греческого: удачный, спокойный.
Композиция пьесы.
Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).
Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).
Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.
Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.V, явление 4).
Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V, явление 7).