Школа » Презентации » Другие презентации » Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)

Презентация - "Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)"

0
05.07.24
На нашем сайте презентаций klass-uchebnik.com вы можете бесплатно ознакомиться с полной версией презентации "Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)". Учебное пособие по дисциплине - Презентации / Другие презентации, от атора . Презентации нашего сайта - незаменимый инструмент для школьников, здесь они могут изучать и просматривать слайды презентаций прямо на сайте на вашем устройстве (IPhone, Android, PC) совершенно бесплатно, без необходимости регистрации и отправки СМС. Кроме того, у вас есть возможность скачать презентации на ваше устройство в формате PPT (PPTX).
Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс) 📚 Учебники, Презентации и Подготовка к Экзаменам для Школьников на Klass-Uchebnik.com

0
0
0

Поделиться презентацией "Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)" в социальных сетях: 

Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)"

Серебряный век<br><br> русской поэзии<br>
1 слайд

Серебряный век

русской поэзии

Серебряный век-краткий миг в истории<br>Такого научного термина, как «Серебряный век», не существует
2 слайд

Серебряный век-краткий миг в истории
Такого научного термина, как «Серебряный век», не существует. В Литературном энциклопедическом словаре он никак не выделен. Словосочетание «Серебряный век» ввели в оборот сразу несколько человек: поэт Николай Оцуп, философ Николай Бердяев и художник Сергей Маковский. Кто-то из современников определил это явление броско: «Расцвет искусства при разгуле капитализма».
Точной даты появления Серебряного века, конечно, тоже нет.

Историческая основа<br>20 октября 1894 г. Скончался император Александр III. Этот «богатырь» держал
3 слайд

Историческая основа
20 октября 1894 г. Скончался император Александр III. Этот «богатырь» держал Россию в крепкой узде. Власть перешла к слабовольному Николаю II- и все сразу ослабло, помягчело, потекло по разным направлениям. Подняла голову экономика. Проснулись от тяжкого сна все виды культур. Все засверкало и забурлило…

Литературная Москва того времени распалась на два лагеря: реалистов и символистов. Для реалистов лит
4 слайд

Литературная Москва того времени распалась на два лагеря: реалистов и символистов. Для реалистов литература была прежде всего общественным служением, для символистов- или «чистым» искусством, или художественным преломлением религиозно-метафизической жизни. Между двумя лагерями велась ожесточенная борьба.

Истоки возникновения<br>«Иногда говорят, что Серебряный век- явление западническое. Действительно, С
5 слайд

Истоки возникновения
«Иногда говорят, что Серебряный век- явление западническое. Действительно, Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях- Рембо, Новалис, Шелли, Ибсена, Метерлинка, Бодлера…Их произведения переводили на русский язык. Окно в Европу было прорублено вторично…» Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Андрей Белый- в Египет, Гумелев – в Абиссинию, Бальмонт- в Мексику, Новую Зеландию, Бунин- в Индию…не считая бесчисленных путешествий по странам Европы…»

Образно говоря, Россия на рубеже 19 и 20 веков стала примерять на себя западные одежды. Но это запад
6 слайд

Образно говоря, Россия на рубеже 19 и 20 веков стала примерять на себя западные одежды. Но это западничество носило ярко выраженную русскую специфику

Николай Оцуп писал: «Запоздавшая в своем развитии Россия силой ряда исторических причин была вынужде
7 слайд

Николай Оцуп писал: «Запоздавшая в своем развитии Россия силой ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем Золотого века отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали «веком Серебряным», по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь 19 век и начало 20-го века…»

Серебряный век породил декадентство. А декадентство «перешло все пределы морали, вкуса и здравого см
8 слайд

Серебряный век породил декадентство. А декадентство «перешло все пределы морали, вкуса и здравого смысла. Самообожание, нарциссизм, поверхностное ницшеанство доводят самого диктатора тогдашнего модернизма, Брюсова, до открытого некрофильства….»

Декаде́нтство, декаданс (фр. décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс

<br><br> Я действительности нашей не вижу,<br>Я не знаю нашего века,<br>Родину я ненавижу,<br>Я любл
9 слайд



Я действительности нашей не вижу,
Я не знаю нашего века,
Родину я ненавижу,
Я люблю идеал человека.

«Легенда кончилась, началась заварушка,»- писал в 1917 г. Дон-Аминадо<br>
10 слайд

«Легенда кончилась, началась заварушка,»- писал в 1917 г. Дон-Аминадо

Революция расколола русское общество – и народ, и интеллигенцию, и поэтов, и писателей. «Всем телом,
11 слайд

Революция расколола русское общество – и народ, и интеллигенцию, и поэтов, и писателей. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием- слушайте революцию!»- говорил Александр Блок. Для Блока на первых порах революция была музыкой, а вот для Ивана Бунина революция- боль, мука и резкое неприятие «мира поголовного хама и зверя»

«Время тысячи вер»- как определил его Николай Гумилев. В обществе появилось стремление забыть сурову
12 слайд

«Время тысячи вер»- как определил его Николай Гумилев. В обществе появилось стремление забыть суровую реальность и обратиться к мечте. Отсюда интерес к философии Ницше, драмам Ибсена, парадоксам Оскара Уальда. Новые поэты и писатели стали искать новые выходы и порывы. Не случайно в статьях запестрели такие выражения, как «новый человек», «новая литература», «новое искусство». В этих исканиях и создавался ренесанс культуры, именуемый Серебряным веком. « Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой» (Сергей Маковский)

<br><br>«Вечерний звон,<br>Печальный звон» —<br>Украден там<br>Уже и он.<br>Вот это шик,<br>Вот это
13 слайд



«Вечерний звон,
Печальный звон» —
Украден там
Уже и он.
Вот это шик,
Вот это власть,
Вечерний звон —
И тот украсть!
Была страна,
Жила, цвела,
Гудели в ней
Колокола.



Был мир и труд,
И – капитал.
Колоколов
Никто не крал.
Но вот совдеп,
Как демон зла,
Пришел и спер
Колокола.
И вот умолк
Вечерний звон,
И много дум
Наводит он...»
Стихотворение было напечатано в одной эмигрантской газете.

Серебряный век закончился с революцией? И да, и нет. Одно можно сказать точно, что раскололась русск
14 слайд

Серебряный век закончился с революцией? И да, и нет. Одно можно сказать точно, что раскололась русская литература: меньшая часть осталась на родине (Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин, Клюев, Ахматова, Мандельштам...), большая часть эмигрировала (Бунин, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Аверченко, Тэффи...). Уехали в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Париж, Рим, Харбин...
Уехали доживать свой «серебряный век». Тосковать по родине. Вспоминать. Болеть душой. Песенка Александра Вертинского на слова Раисы Блох (тоже эмигрантки, погибшей в немецком концлагере)

Принесла случайная молва<br>Милые, ненужные слова:<br>Летний Сад, Фонтанка и Нева.<br>Вы, слова зале
15 слайд

Принесла случайная молва
Милые, ненужные слова:
Летний Сад, Фонтанка и Нева.
Вы, слова залетные, куда?
Здесь шумят чужие города
И чужая плещется вода.
Вас не взять, не спрятать, не прогнать.
Надо жить – не надо вспоминать,
Чтобы больно не было опять.
Не идти ведь по снегу к реке,
Пряча щеки в пензенском платке,
Рукавица в маминой руке.
Это было, было и прошло.
Что прошло, то вьюгой замело.
Оттого так пусто и светло.

Как это ни странно, но многие писатели-эмигранты плодотворно работали на чужбине и создали прекрасны
16 слайд

Как это ни странно, но многие писатели-эмигранты плодотворно работали на чужбине и создали прекрасные произведения, взять, к примеру, Ивана Алексеевича Бунина. И «Жизнь Арсеньева», и рассказы из цикла «Темные аллеи» – все это было создано не в России, а во Франции.

Лучшие свои стихи Георгий Иванов написал, находясь в эмиграции. Все это дает право сказать, что Сере
17 слайд

Лучшие свои стихи Георгий Иванов написал, находясь в эмиграции. Все это дает право сказать, что Серебряный век не кончился в 1917 году, он оставил отблеск на многочисленных страницах произведений русских поэтов и писателей, вынужденных жить на Западе. Серебряный век закончился с их смертью.

Основные течения Серебряного века<br>Символизм<br>Акмеизм<br>Имажинизм<br>Футуризм<br>Декадентство<b
18 слайд

Основные течения Серебряного века
Символизм
Акмеизм
Имажинизм
Футуризм
Декадентство

Символизм<br>Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870
19 слайд

Символизм
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.
Само слово "символ" в традиционной поэтике означает "многозначное иносказание", то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта

                Для поэтики символизма характерны:<br>передача тончайших движений души;<br>максималь
20 слайд

Для поэтики символизма характерны:
передача тончайших движений души;
максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
поэтика намёка и иносказания;
знаковое наполнение обыденных слов;
отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
недосказанность, утаённость смысла;
стремление создать картину идеального мира;
эстетизация смерти как бытийного начала;
элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах
21 слайд

Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанную им в Петербурге в декабре 1892. Расцвет русского  символизма связан с приходом в литературу В.Брюсова, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского и др., выступавших в начале 1900-х гг.

             Иннокентий Анненский<br>                       Среди миров<br>Среди миров, в мерцании с
22 слайд

Иннокентий Анненский
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды и повторяю имя...
Не потому, чтоб я Её любил.
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
1909

Акмеизм<br>Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) –
23 слайд

Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1  журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Основные принципы акмеизма: <br>освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвраще
24 слайд

Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определённое, точное значение;
предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"

          Анна Ахматова <br>                      ***<br>Сжала руки под тёмной вуалью...<br>"От
25 слайд

Анна Ахматова
***
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

Имажинизм<br>      Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, во
26 слайд

Имажинизм
Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.
Основные признаки имажинизма:
главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Это направление было создано чер
27 слайд

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.
20 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошёл первый вечер имажинистов. На следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы имажинизма. Её подписали назвавшиеся "передовой линией имажинистов" поэты С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф и В.Шершеневич. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.
Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма.

                   Анатолий Мариенгоф <br>                                   ***<br>Пятнышко, как от
28 слайд

Анатолий Мариенгоф
           ***
Пятнышко, как от раздавленной клюквы,
Тише. Не хлопайте дверью. Человек...
Простенькие четыре буквы:
    – умер.
1918 г.

Футуризм<br>Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских дви
29 слайд

Футуризм
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.

Основные признаки футуризма:<br>бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроени
30 слайд

Основные признаки футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родино
31 слайд

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего", выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизнен
32 слайд

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса... Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов... Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины".

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно мно
33 слайд

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В.Хлебников, В.Каменский, Елена Гуро, В.Маяковский, А.Кручёных, братья Бурлюки.

В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изда
34 слайд

В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, П.Филонов, Н.Гончарова, М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Декаденство<br>(Франц. decadence, от позднелатинск. decadentia - упадок). <br>Общее наименование кри
35 слайд

Декаденство
(Франц. decadence, от позднелатинск. decadentia - упадок).
Общее наименование кризисных явлений конца XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализом.
В России отразилось в творчестве т. н. старших символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, в сочинениях Ф. Сологуба, а также в ряде произведений Л. Андреева и особенно в "неонатуралистической" прозе, получившей распространение после поражения революции 1905-07.

 Многие мотивы декадентсткого умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художествен
36 слайд

Многие мотивы декадентсткого умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений (модернизм). Критики и писатели-реалисты (социалисты) в России активно боролись с настроениями декадентства в искусстве и литературе.

Комментарии (0) к презентации "Презентация по литературе "Серебряный век русской поэзии"(11 класс)"