Презентация - "Презентация по всеобщей истории на тему "Век перемен: культура Западной Европы."""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 26.06.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по всеобщей истории на тему "Век перемен: культура Западной Европы."""
План.
1. Образование, печать и общественное мнение.
2. Масонство.
3. Архитектура, живопись, скульптура.
4. Литература эпохи Просвещения
5. Музыкальная жизнь.
6. Театр.
Образование, печать и общественное мнение.
Значительных успехов достигло образование. В XVIII веке зародилось такое явление, как государственная образовательная политика. Фридрих II Прусский и император Иосиф II ввели в своих странах обязательное начальное обучение. Чтение стало привычным занятием не только горожан и дворянства. Крестьяне, ремесленники, слуги читали специально выпускавшиеся для них дешевые книги с лубочными картинками, как правило, или назидательного содержания, или рассказывающие о занимательных приключениях. Образованная же публика зачитывалась романами, философскими и политическими трактатами.
Образование, печать и общественное мнение.
Просвещенные, высокообразованные люди стремились общаться между собой, обмениваться идеями, обсуждать прочитанное. В моду вошли салоны — частные дома, где собирались люди с общими интересами — политики, поклонники искусства, литераторы, художники. В салонах велись беседы на самые разные темы, там же узнавали свежие новости. Появились многочисленные научные и философские общества, кружки, члены которых устраивали публичные лекции, научные конкурсы, выставки и концерты.
Образование, печать и общественное мнение.
Газеты появились в Европе уже в конце XVI — первой половине XVII века. Их число росло; люди привыкали черпать новости из газет и журналов. Первые журналы были научными, сообщали о новых открытиях и предназначались для ученых разных стран. Затем стали выходить литературные журналы с обзорами новых книг и другие.
Образование, печать и общественное мнение.
Самой первой печатной газетой принято называть созданную в Германии Relation aller Furnemmen und gedenckwurdigen Historien («Учет выдающихся известий и памятных историй») за авторством Иоганна Каролюса, которая издавалась в Страсбурге. Используя печатный станок, Иоганн сумел существенно снизить цену и повысить спрос на газету.
Новостные издания быстро распространялись по Европе - в 1609 году в Германии начали публиковать газету Aviso, в 1618 году газеты появились в Антверпене, в 1621-м - в Англии. В следующие 50 лет собственные газеты начали печататься почти в каждой европейской стране.
Образование печать и общественное мнение.
Самой первой из английских газет принято считать «Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран». Создателем этой газеты стал некий таинственный Н.Б.
Образование, печать и общественное мнение.
Журналисты писали обо всем, что волновало общество, — о международных и государственных делах, дебатах в представительных органах, нередко они выступали с критикой правительственной политики. Она перестала быть тайной, чем-то, что вершилось за закрытыми дверями. Читающая публика выносила свои суждения обо всем. Появились возможности для формирования широкого общественного мнения по важнейшим проблемам.
Масонство.
Эпоха Просвещения породила очень необычное явление — масонство. Термин «масон» или «франкмасон» означал «каменщик» («вольный каменщик») и напоминал о средневековых строителях, которые свободно перемещались по всей Европе, возводя величественные здания готических соборов. Средневековые каменщики объединялись в братства, называвшиеся ложами.
Масонство.
Сертификат (диплом) мастера-масона, которые выдаются после возвышения масона в 3-ю степень.
Масонство.
Масоны XVIII века, большинство которых составляли дворяне и зажиточные буржуа (хотя среди них было немало и аристократов), заимствовали не только идею всеобщего братства, но и символику «вольных каменщиков» — рабочие фартуки, мастерки, молотки и циркули, изображения которых украшали помещения, где происходили их собрания. Обряд посвящения в масоны проходил в обстановке таинственности и сопровождался сложными ритуалами. В обществе члены ложи могли узнать друг друга по тайным знакам и словам.
Масонство.
Масоны проповедовали равенство людей, независимо от сословий и вероисповедания, стремились пропагандировать идеи Просвещения, пытались влиять на настроения сильных мира и подтолкнуть их к реформам, занимались благотворительностью. Зародившись в Англии, масонство появилось во всех европейских странах. Если светские правители мирились с этим, то реакцией церкви было резкое неприятие масонства — она отвергала идеи Просвещения, призывы к веротерпимости и не допускала мысли о братстве людей разных религиозных убеждений.
Среди «вольных каменщиков» было много выдающихся ученых, политических деятелей, художников и композиторов: философ и ученый Гельвеций, Вольтер, великий немецкий писатель Гёте, композитор Моцарт и другие.
Архитектура, живопись, скульптура.
В XVIII веке сменяли друг друга, а часто и
сосуществовали несколько стилей. В начале века господствует барокко (вычурность и пышность форм), хотя из Франции приходит уже мода на рококо — изящный, кокетливый и более подходящий для оформления частных покоев, салонов и гостиных. Его приметы — использование виньеток, раковин, медальонов в изысканном обрамлении, а также увлечение восточными, в особенности китайскими, мотивами (в этом стиле украшали обои, посуду, обивочные ткани для мебели).
Прологом общеевропейского стиля рококо стало творчество Жана Антуана Ватто.
Архитектура, живопись, скульптура.
В архитектуре воплощением стиля рококо стал летний дворец Фридриха II Прусского в Потсдаме – Сан-Суси (фр.-без забот)
Архитектура, живопись, скульптура.
Среди скульпторов прославился Этьен-Морис Фальконе.
«Медный всадник» в Санкт-Петербурге.
«Грозящий Амур».
Архитектура, живопись, скульптура.
Яркое проявление рококо в живописи (кроме А. Ватто) - творчество Жана Оноре Фрагонара.
Визит к няне.
Архитектура, живопись, скульптура.
Во второй половине века вновь возвращается интерес к классицизму. В Античности видели пример для подражания. Архитектуру отличали строгость линий, колонны и портики в подражание древнегреческим храмам.
Характерное для классицизма здание – церковь Святой Женевьевы в Париже, впоследствии ставшее Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.
Архитектура, живопись, скульптура.
Живописью на античные сюжеты прославился француз Жак Луи Давид — ведущий живописец французского неоклассицизма.
Клятва Горациев.
Смерть Сократа.
Литература эпохи Просвещения.
«Персидские письма» (фр. Lettres persanes) — сатирический роман Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло анонимно в Амстердаме в 1721 году.
Содержание: в 1711 году персидский вельможа Узбек покидает свой сераль в Испагане и предпринимает в сопровождении друга по имени Рика — длительную поездку во Францию. Во время пребывания в Париже (1712—1720) в письмах на родину друзьям они комментируют различные аспекты западного общества, особенно французскую политику и нравы.
Литература эпохи Просвещения.
В XVIII веке самым распространенным чтением европейцев был роман — крупное прозаическое произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Под впечатлением идей просветителей их авторы часто писали о том, как человек противостоит обстоятельствам и успешно преодолевает все препятствия. Примером такого «романа действия» служит хорошо известный «Робинзон Крузо» английского писателя Даниэля Дефо.
Литература эпохи Просвещения.
Темой романов нередко бывали приключения и путешествия, благодаря чему читатель знакомился с экзотическими странами и нравами других народов. (Иногда авторы придумывали несуществующие страны, чтобы на их примере показать современному обществу его пороки. Так это сделал Джонатан Свифт в его знаменитых «Путешествиях Гулливера».)
Литература эпохи Просвещения.
В конце XVIII века Европа зачитывалась книгой немецкого писателя и философа Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания молодого Вертера» о переживаниях тонко чувствующего юноши, который сталкивается с лицемерием сословного общества и в финале кончает самоубийством из-за неразделенной любви.
Спрос публики на захватывающие, интригующие сюжеты породил так называемый «готический» роман, повествующий о призраках, таинственных замках и т.д.
Литература эпохи Просвещения.
Фридрих фон Шиллер — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений «Буря и натиск» и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист. В течение последних семнадцати лет жизни дружил с Иоганном Гёте. Этот период дружбы двух поэтов вошёл в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».
Литература эпохи Просвещения.
В поэзии того времени воспеваются загородные прогулки по полям и лесам, размышления на тихих сельских кладбищах и у руин старинных замков. «Регулярные» («французские») парки, распланированные как будто с помощью линейки садовника, не отвечали этим умонастроениям. На смену им пришел английский пейзажный парк, в котором умело создавалась иллюзия естественного ландшафта с гротами, ручьями и тенистыми рощами.
Музыкальная жизнь.
В XVIII веке музыкальная жизнь была очень насыщенной. По-прежнему главной сферой, в которой творили композиторы, была духовная музыка, однако даже ее характер изменился. Она не только сопровождала службу, но могла исполняться и как самостоятельное произведение. Оно пробуждало в человеке глубокие переживания и обращало его мыслями к Богу. Таковы оратории (музыкальные произведения для хора, солиста и оркестра) немецкого композитора Георга Фридриха Генделя, написанные на библейские сюжеты, и органные фуги Иоганна Себастьяна Баха.
Музыкальная жизнь.
Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Автор около 40 опер. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года».
Йозеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.
Музыкальная жизнь.
Величайшим композитором был Вольфганг Амадей Моцарт, автор светской музыки — симфоний, концертов и опер. Его известная опера «Волшебная флейта» проникнута масонской символикой, в ней слышны отголоски просветительских идей.
По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.
Музыкальная жизнь.
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт умер в возрасте 35 лет после непродолжительной болезни. Обстоятельства, при которых скончался Моцарт, породили множество гипотез о причинах его смерти. Среди версий случившегося: умышленное отравление, смерть в результате болезни, перенесённой в детстве, или болезнь, полученная в зрелом возрасте, а также возможность врачебной ошибки.
Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене.
Почти тридцать лет спустя после смерти Моцарта версия об отравлении дополняется именем отравителя — Сальери.
Театр.
Привычное пространство театра сформировалось именно в XVIII веке.
Не допускалось смешения актёров и зрителей, ложи стали многоярусными, зал приобрел форму подковы, а потолок стал сплошным. Меняется представление об искусстве актёра. Хорошие актёры долго обдумывали текст, готовились к его исполнению, вживались в роль.
Театр.
Современная образцовая французская сцена — «Комеди-Франсез» — была учреждена Людовиком XIV в 1680 году. Время с 1740 года по 1780 год было самым блестящим периодом в истории «Комеди-Франсез»: в это время на сцене господствовали драмы Вольтера и играл целый ряд превосходных артистов, как Грандвал, Лекен, Белькур и др. В 1782 году театр был перемещён во вновь выстроенный зал, где теперь помещается «Одеон»; в этом последнем здании происходило в 1784 году первое представление «Свадьбы Фигаро». Во время революции положение театра было печальное: вследствие автор постановки антиреспубликанских пьес и артисты были заключены в тюрьму и лишь мало-помалу освобождены.
Театр.
Пьер-Огюстен Бомарше — популярный французский драматург и публицист. Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Женитьба Фигаро» (1784) и «Севильский цирюльник» (1775), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней: «…Это уже была революция в действии».
Театр.
До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа ( опера на исторические и мифологические сюжеты) и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа (комическая опера, близка к оперетте).
Ла Скала или «Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа», за ними последовали два балета.
Театр.
«Дон Жуан, или Наказанный развратник» — опера-буффа Вольфганга Амадея Моцарта. Премьера состоялась в 1787 году в Сословном театре в Праге.
«Свадьба Фигаро» — опера-буффа Моцарта на итальянском языке (по пьесе Бомарше).
Премьера состоялась в 1786 году в венском Бургтеатре.
Это надо запомнить!
Салоны
Масонство
Барокко
Рококо
Классицизм
Неоклассицизм
Опера-сериа
Опера-буффа