Презентация - "Презентация "Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева "Как неожиданно и ярко", "Листья""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 19.06.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева "Как неожиданно и ярко", "Листья""
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына
Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.
Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.
После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением:
Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей.
Последние годы жизни
Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.»(Крюденер.Баронессе)
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
«Листья» – образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплёл сказочные, пейзажные и философские мотивы. Автор изображает лес, проводя параллель между процессами в природе и жизнью человека.
История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – тема свободы, противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нём по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырёх октав (восьмистиший).
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий.
Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворения, так как в нём отражены волнующие лирического героя мысли и его переживания.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Фёдор Иванович использовал различные средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, лёгкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение: «зелень, как иглы ежа». В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).
Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.
Философское стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федор Иванович Тютчев впервые опубликовал в газете «День».
Стихотворение написано в августе 1865 года. Его автору в эту пору 62 года, его уже готовят к производству в тайные советники, и он все также трудится на посту в цензурном ведомстве. Много времени он посвящает сочинению собственных стихов и публицистических статей. В августе прошлого года на его руках умерла его возлюбленная Е. Денисьева, он тяжело переживал это горе, и вот, примерно год спустя, он создает произведение «Как неожиданно и ярко».
По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы.
Лирический герой – сам автор.
Композиция делится на 2 части: описание «минутного торжества» радуги и ее неминуемое исчезновение.
Первая строфа начинается с эпитетов: неожиданно и ярко, влажной синеве. Дальше поэт переходит к инверсии: воздвиглась арка. Собственно, сама «арка» — пример общеизвестной метонимии.
Затем следует гипербола: один конец в леса, другим – за облака. В сущности, такой ее видит лишь он. Завершается строфа метафорой: в высоте изнемогла. То есть, максимально распростерлась в небе. Поэт придает оптической иллюзии зримость и напряженность, даже концы свои она «вонзает».
Метонимия — литературный троп, основанный на сопредельных, смежных, близких, легко понимаемых связях предметов и явлений.
Например: город заснул — заснули люди, которые находятся в городе.
Гипербола (в переводе – «преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Например: сто лет не виделись
Вторая строфа начинается с междометия «О». «Нега для очей»: удовольствие для глаз. Тавтологический повтор в пределах одной строки: лови его, лови скорей. Вообще, в этой строфе герой словно обращается к собеседнику. Причем, обращается на «ты» и в повелительном наклонении: смотри. Именно этому молчаливому спутнику поэта адресованы меланхоличные строки о бренности всего, что он любит, чем живет. Впрочем, возможно поэт живописует свою картину и перед читателем, и именно ему сообщает горький вывод о кратковременности бытия и распаде, смертности всего существующего. И тут не требуется пояснять, что конкретно «уйдет». Числительные подчеркивают стремительность описания: еще минута, две. Повтор однокоренных слов: ушло, уйдет.