Презентация - "Презентация "Русская исполнительская школа""
- Презентации / Другие презентации
- 17
- 13.06.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Русская исполнительская школа""
Исполнительская школа – явление, одновременно принадлежащее к высшим достижениям художественной культуры и свидетельствующее об уровне развития профессионального музыкального образования, его «верхней планке».
В России вторая половина ХIХ в. была определяющим временем для становления того, что впоследствии назовут «российская исполнительская школа».
Это понятие включает в себя более узкие: фортепианная школа, скрипичная и т.д.; они, в свою очередь делятся на различные ветви, к примеру московская фортепианная школа, петербургская скрипичная школа и т.д.
Русский пианизм вышел на мировую арену во второй половине XIX в. и сразу же заставил заговорить о себе как о самобытном ярком явлении.
Начало профессионального пианизма в России относится к последней четверти XVIII в., когда выдающийся русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский стал писать не только хоровую музыку, духовную и светскую, в которой он и поныне классик, но и сонаты для фортепиано, самолично им исполняемые.
С 1802 г. и до конца жизни в России жил известный ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд, создатель первых фортепианных ноктюрнов, который давал уроки игры на фортепиано многим русским музыкантам, в том числе композитору А.Верстовскому и национальному классику русской музыки М.Глинке.
Сочинение и исполнение фортепианной музыки в России медленно, но неуклонно развивались. Так что появление выдающихся пианистов-виртуозов мирового уровня братьев Антона и Николая Рубинштейнов должно быть воспринято как закономерный итог развития русского пианизма.
С открытия консерватории в Петербурге начался новый, феноменальный по скорости и успехам этап русского пианизма.
По инициативе Антона Рубинштейна и под его руководством были организованы Певчая академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г) и первая в России консерватория - Петербургская (1862 г.), в которой до 1867 г. был профессором и директором.
Антон Рубинштейн вошёл в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как один из величайших в мире пианистов и создатель русской пианистической школы. Но его по праву можно назвать и основоположником профессионального музыкального образования в России и организатором регулярной концертной жизни, и замечательным лирическим композитором.
С Петербургской консерваторией связана целая эпоха русской музыки. Здесь работали и учились многие замечательные люди - прекрасные музыканты и настоящие граждане своей страны, которые составили гордость и славу России.
Традиции, заложенные основателями консерватории, сохраняются и сегодня, а сама Петербургская консерватория остается одним из самых авторитетных музыкальных центров мира.
Петр Чайковский был первым русским композитором, закончившим Петербургскую консерваторию и начавшим преподавать в только что открытой Московской.
Трудно переоценить то, что удалось сделать Николаю Рубинштейну. Он, будучи молодым человеком 25 лет, положил начало системе профессионального музыкального образования в России. Именно он взял на себя ответственность перед лицом государства и народа за подготовку не только специалистов по тому или другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова.
Н.Г. Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 году, соучредителем которой являлся князь Николай Петрович Трубецкой, на базе организованных им же Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра.
Первоначально (в 1866-1871 гг.) классы Московской консерватории находились в доме на углу Воздвиженки и Арбатского проезда. В 1876 г. Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом – бывший дворец князя Воронцова.
В 1867 году с Рубинштейном и Чайковским познакомился Николай Сергеевич Зверев ( русский пианист и педагог). Вскоре он начал преподавать, сначала частным образом, а в 1870 открыл музыкальный пансион, получивший впоследствии большую известность.
В пансионе Зверева жили и учились одарённые юные пианисты (А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман). У Зверева также брал уроки, но не жил в пансионе А. Н. Скрябин.
С 1870 по приглашению Н. Рубинштейна Зверев преподавал в Московской консерватории. Зверев был выдающимся педагогом, продолжателем традиций московской школы, специалистом в области подготовительной стадии обучения игре на фортепиано.
Среди золотой плеяды выпускников Московской консерватории последних десятилетий прошлого века особо выделялись два таких неординарных и разных ученика Чайковского как А.Скрябин и С.Рахманинов, которые были и величайшими композиторами, выразителями несломленного русского духа, и крупнейшими в мире пианистами-виртуозами, тонкими и вдохновенными интерпретаторами не только собственных сочинений, но и мировой классики.
Соединение "рубинштейновской" эпохи пианизма с достижениями музыкального творчества и исполнительства начала XX Серебряного века русской культуры привело к появлению плеяды пианистов, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной музыки.
Непосредственным наставником Скрябина-пианиста был В.И.Сафонов - великий мастер, обладавший даром заставить рояль звучать необыкновенно, волшебно. Этот дар он передал Скрябину. Уже в те годы Скрябин развил у себя умение удивительно тонко пользоваться педалью: "инструмент у него дышал" (Сафонов). Сафонов передал Скрябину и особую требовательность к звуку, к его красоте и "полетности". "В звуке должна быть "опьяненность"; звук, взятый уже раз, может меняться от какого-то психического сдвига, ощущения",- говорил Скрябин, - и действительно добивался этого своей изумительной педализацией.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.
В годы учения в консерватории с талантливейшими музыкантами Рахманиновым и Скрябиным общаются сестры Гнесины.
Старшие сестры (Евгения и Елена) начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем поступили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано.
Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие – Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной педагогики и музыкального образования.
Многие современники, такие как К.Игумнов, А.Гольденвейзер, называли училище Гнесиных маленькой консерваторией, музыкальной семьей.
В конце 1920 года, когда «Вторая московская государственная школа» праздновала свое 25-летие, и ей было присвоено название Государственной показательной музыкальной школы, младшее ее отделение стало детской школой, старшее – «Третьим показательным государственным музыкальным техникумом».
Советская пианистическая школа закономерно стала наследницей русской исполнительской школы. Основателями ее по праву могут считаться два корифея Московской консерватории: Игумнов Константин Николаевич и Гольденвейзер Александр Борисович.
В российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.Николаевым и возглавлявшими московскую фортепианную школу К.Н.Игумновым, А.Б.Гольденвейзером, С.Е.Фейнбергом и Г.Г.Нейгаузом.
Несмотря на принятое в искусствоведческой и фортепианно-методической литературе деление на ленинградскую и московскую фортепианные школы, в них прослеживаются общие черты, позволяющие объединить их как крупнейшие российские фортепианные школы ХХ в.
Игумнов
Николаев
Игумнов Константин Николаевич впитал в себя лучшие традиции русской исполнительской и композиторской школ. Московскую консерваторию он окончил в 1894 году. С пианистом Игумновым москвичи познакомились еще в 1895 году, и вскоре он занял видное место среди русских концертирующих исполнителей.
Он начал преподавать вскоре после окончания консерватории, некоторое время был педагогом музыкального училища в Тбилиси (1898-1899), а с 1899 года стал профессором Московской консерватории; в 1924-1929 годах был также ее ректором.
Невозможно представить себе русскую пианистическую школу без Александра Борисовича Гольденвейзера. Его деятельность составила целую эпоху в развитии музыкального искусства в России. Замечательный пианист, принадлежавший к золотой плеяде русских музыкантов прошлого столетия, один из крупнейших педагогов, интересный композитор, - он внес огромный вклад в музыкальную культуру.
Основанная им школа при Московской консерватории для одаренных детей - ЦМШ - стала одним из лучших в мире центров музыкального образования детей.
Еще одна крупная и, может быть, самая известная пианистическая школа в Московской консерватории была создана Генрихом Густавовичем Нейгаузом в творчестве которого благодаря рождению, воспитанию и образованию органически соединились три исполнительских традиции — русская, польская и немецкая. Этот сплав, помноженный на талант, эмоции, разум и чувство стиля, создал особую манеру исполнения, в которой ярко ощущалась артистическая бескорыстность, которая в той или иной мере отличала и учеников Г.Нейгауза, несмотря на самобытность каждого из них.
Многие десятилетия складывались педагогические принципы «школы Нейгауза». Плодом напряженных трудов стала мощная плеяда учеников. Плодом опыта и размышлений явилась книга «Об искусстве фортепианной игры».
в Предисловии к книге дается следующее положение: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся... должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».
Русская исполнительская школа. Гениальные исполнители русской музыки:
Святослав Рихтер (ф-но) - Советский и российский пианист.
Мстислав Ростропович (виолончель)
Советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР