Презентация - "Презентация по роману "Евгений Онегин"."
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 31.05.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по роману "Евгений Онегин"."
Создание
Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман создавался около восьми лет (с 1823 по 1831), а в 1833 г. Вышел в свет. Охватывает события с 1819 по 1825 г. (во времена правления Александра I).
Сюжет
Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила петербургского «светского льва» Евгения Онегина, разочарованного в жизни и ко всему равнодушного. Любовное признание Татьяны не вызвало в Онегине ответного чувства. Дуэль с другом, путешествие Онегина разлучили Татьяну с любимым. Она вышла замуж и стала блистательной светской дамой. Вернувшись из путешествия, Онегин увидел Татьяну на балу и понял, что любит её. Увы! Татьяна не может принести любви в жертву счастье и покой своей семьи.
Композиция
Композиционно роман можно разделить на две части, причём, одна часть зеркально отражается в другой (такую композицию называют зеркальной:
I часть: Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви и получает отповедь.
II часть: Онегин пишет письмо Татьяне с признанием в любви и получает отповедь.
(Между этими крайними точками сюжета происходит много важных событий).
Проблематика
Анализируя роман, В.Г. Белинский указал, что в начале XIX в. Образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху.
Проблематика
В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Главный герой, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения себе в обществе. Автор ставит вопрос: почему так произошло? Для того чтобы ответить на него, он исследует личность своего героя, Евгения Онегина, и среду, которая его сформировала.
Жанр
Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».
Жанр
Роман написан не просто стихами - он разделён на строфы. Пушкин изобрёл никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской (состоит из 14 строк, особым образом организованных). Пушкин играет разными способами рифмовки, что даёт разнообразие интонаций и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придаёт повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.
Онегинская строфа
Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный четырёхстопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги героев, создаёт эффект импровизации.
Прописные буквы (A, C, E) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) - мужские.
Онегинской строфой написан весь роман, кроме:
письма Татьяны;
письма Онегина;
песни девушек.
О реализме романа
Это первый реалистический роман в русской литературе
Нетрадиционное вступление. Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде, хотя по традиции должен был начинаться с пространного вступления. Нет описания обстановки действия, представления действующих лиц и формального начала (оно лишь в конце 7 главы).
Нетрадиционная развязка. Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель главного героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаёмся с Онегиным и не знаем, что будет с ним дальше (автор предлагает «додумать» конец читателю). Современники Пушкина говорили, что роман можно как продолжать до бесконечности, так и закончить на любой главе, т.е. перед нами реальная действительность.
О реализме романа
Это первый реалистический роман в русской литературе
Герои романа - обыкновенные люди. Меняются не только обстоятельства в жизни героев - меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображаются типичные герои в типичных обстоятельствах.
Реалистические приёмы для раскрытия образов. Автор использовал собственную речь героев, их размышления; описания быта, условий воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики; оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.
Переплетение лирического и эпического начал. Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путешествием по жизни - «энциклопедией русской жизни начала XIX в.».
«Энциклопедия русской жизни»
Со страниц романа мы много узнаём об эпохе:
о воспитании детей в дворянской семье: «…француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил / И в летний сад гулять водил...»;
о моде в высшем свете: «Острижен по последней моде, / Как dandy лондонский одет…»;
об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умён и очень мил»: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…»;
о культуре, репертуаре театров, где идут балеты Дидло: «Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина…»;
о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», клеветниками, чопорными «бальными диктаторами». Автор не забывает о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества.
«Энциклопедия русской жизни»
Со страниц романа мы много узнаём об эпохе:
о патриархальной Москве - «Ярмарке невест», о «бессвязном прошлом вздоре» её гостиных. Вместе с тем мы чувствуем, что автор любит Москву: «Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!»;
о жизни провинциальных помещиков - о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных;
о деталях быта - описание кабинета Онегина даёт представление о том, что украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», а распорядок его дня рассказывает о том, чем жил свет.
Главный герой романа.
Евгений Онегин
Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию - «забав и роскоши дитя». Внешность подобен «ветреной Венере». в 1-й главе детально описаны его распорядок дня, кабинет и даже обед. Перед нами типичный представитель своего времени.
Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда… рад заметить разность» между Онегиным и собой.
«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам «умён и очень мил»: «Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал; / Легко мазурку танцевал / И кланялся непринуждённо..»
Главный герой романа.
Евгений Онегин
Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
Знаток «науки страсти нежной» сразу разглядел в Татьяне её глубину, непохожесть на других. Получив её признание в любви, не обманул, не воспользовался доверчивостью и наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» - повёл себя как воспитанный, порядочный человек.
В нём сложное переплетение «старого» и «нового»: пошёл на дуэль с Ленским, испугавшись «мненья света», которое сам же так презирал.
Напряжённые переживания (убийство Ленского), размышления, путешествия обогатили его внутренний мир - теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Любовь для Пушкина - пробуждение души. В конце романа перед нами уже не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
День светского молодого человека начала XIX века.
Онегин ведёт жизнь человека, свободного от служебных обязательств
Утро. Просыпаться как можно позже - признак аристократизма. Эта привычка имела такое же значение, как и обыкновение светских аристократов являться на бал позже других.
Прогулка. Утренний туалет, чашка кофе или чаю сменялись к двум-трём часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820 гг. были Невский проспект или Английская набережная Невы.
Обед. Около четырёх часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и обедал в ресторане. Каждый ресторан посещался определённым кругом лиц. Появиться в ресторане (особенно таком, как Talon) означало явиться на сборный пункт холостой молодёжи - «львов» и «денди». А это обязывало к определённому стилю поведения на всё другое время.
День светского молодого человека начала XIX века.
Онегин ведёт жизнь человека, свободного от служебных обязательств
Театр. Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполняя промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр, который являлся не только художественным зрелищем, но и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, любовные увлеченья, закулисные интриги.
Бал. После театра пора было ехать на бал. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.
Дуэль. К истории вопроса.
Поединок по правилам.
Цель дуэли - восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесённый оскорблением.
Русский дворянин XVIII - начала XIX в. Находился под влиянием двух противоположных требований своего времени: дуэли в государстве были строго запрещены, но идеал дворянской культуры основным законом утверждал честь.
Дуэль подразумевала исполнение строгого ритуала - это отличало поединок от убийства.
Ритуал дуэли.
Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовало столкновение, в результате которого оскорблённая сторона требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники не должны были общаться - это брали на сеья их представители - секунданты. С секундантом оскорблённый обсуждал всю тяжесть нанесённой обиды, от чего зависел характер дуэли (от формального обмена выстрелами до гибели участников. Затем секундант направлял противнику письменный вызов (картель) с условиями дуэли. Обязанность секундантов - найти возможности для примирения сторон. Даже на поле боя они были обязаны предпринять такую последнюю попытку.
Ритуал дуэли.
Дуэль считалась преступлением: и участники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заканчивалась разжалованием в солдаты с правом выслуги.
Дуэль Онегина с Ленским
Нелепость дуэли. Условия дуэли были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды явно не было (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении).
Нарушение правил дуэли. Секундант Ленского, Зарецкий был единственным распорядителем дуэли (это означает, что поединок проходил не по правилам) и вёл дуэль с большими нарушениями. Он не пытался помирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся, хотя Онегин опоздал более, чем на час (дуэль объявляется несостоявшейся уже через четверть часа). Зарецкий вёл себя как лицо заинтересованное в скандале.
Почему Онегин не отказался от выстрела в друга? Выстрел в сторону считался бы новым оскорблением и не мог способствовать примирению дуэлянтов. Боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен то же сильно повлияли на поведение Онегина во время дуэли.
Исход дуэли. Онегин, как неслужащий дворянин, вероятней всего, отделался бы месяцем-двумя крепости и последующим церковным покаянием. Но судя по тексту романа, дуэль не разбиралась в суде. Это могло произойти, если бы смерть Ленского зафиксировали как несчастный случай или самоубийство. Строфы XL - XLI шестой главы позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, т.е. как самоубийца.