Презентация - "Презентация по истории "Иконопись""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 22.05.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по истории "Иконопись""
Иконопись,
иконописание,
писание икон — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений— икон.
Для иконописи «характерны особый художественный язык, техника и методы творчества»
Иконопись- писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, редко мозаики, позже масляной живописи. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас (современная энциклопедия)
Русская Иконопись
История русской иконы начинается с появлением православной веры на Руси. Датой ее развития и существования в русле нашей культуры может считаться 988 год – год крещения Руси князем Владимиром. Ознаменовав конец язычества, и вобрав в себя идеалы новой духовной культуры, пришла иконопись, вытеснив прежних языческих идолов, которые предавались забытью.
Богоматерь Владимирская
Икона — это произведение искусства особого рода, во многом непохожее на привычную для наших дней картину. Иконный образ представлял собой не личное восприятие каким-либо художником ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлѐнную духовную истину
Художник должен был следовать приѐмам иконографии (канонам), т. е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображѐнного Священному преданию и соборному опыту Церкви.
Особенности русской иконописи
Канон
- это строгое правило, установленное церковью, под подчинение которого попадает и иконопись. Канон определяет использование устойчивое использование сюжетов, типов изображения и композиционных схем.
Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы
На Руси со временем сложились очень строгие каноны иконографии.
Натура в традиционной иконописи не используется. Этим творчество иконописца отличается от творчества обычного художника.
Про́рись — в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путём процарапывания по левкасу на доску (для иконописи) или на штукатурку (для фрески).
Дабы не уклоняться от канонических изображений художниками использовались образцы и прориси
используются «обратная перспектива»;
Плоскостное и статичное изображение; преодоление телесности персонажей и объемности предметов подчеркивает возвышенность ликов;
события происходят в различное время и в разных местах;
персонажи изображаются в определенных позах и одеждах;
нет определенного источника освещения;
стилизуются пропорции человеческого тела;
используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.
Символика цвета в иконе
золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога – символ вечности;
пурпурный или багряный - это цвет царя, владыки, величия;
красный - это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, пролитая кровь за людей И.Х.;
белый цвет - символ святости, нравственная чистота;
синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира, где обитают ангелы и сам господь;
зеленый цвет – символ жизни, весны , юности;
коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного;
черный цвет - цвет зла и смерти.
Техника создания иконы
Ковчег (ковчежец) — углубленная часть иконной доски.
Поле — выступающая над ковчегом часть иконной доски.
По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI—XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей.
Лузга — скос между ковчегом и полем.
Шпонка — поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации.
Форма иконной доски
1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег,
4 - паволока, 5 – врезная
левосторонняя шпонка
Технология иконописи
Икона на Руси писалась на липовых и сосновых досках толщиной 3-4 сантиметра, оклеенных тканью – паволокой (холст). Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом, а затем наносился контур рисунка. Писались иконы темперными красками, на основе желтка с цветными глинами или растертыми минералами.
Поверх яркого темперного изображения накладывали олифу, в основе которого было растительное масло, это вещество образует пленку, защищающую от влаги и придающую блеск. Но при этом именно олифа является причиною, тому, что через 80-100 лет краски темнели.
Этапы изготовления икон
изготовление «ковчега»;
«паволока»;
«левкас»;
рисунок будущей иконы;
позолота площадей;
прописка фона и одежды – доличное письмо;
заполняются контуры ликов – личное письмо;
обводка контуров рисунка;
охренение ликов;
«пробелка»;
«оживка»;
выполнение подписи;
«олифа» защитный слой.
Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе.
Основные иконописные сюжеты
Древнерусские иконописцы использовали иконографический набор сюжетов, утвержденный традицией и церковью.
Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, житие Иисуса Христа, Богородицы и святых
Иконография Иисуса Христа
«Спас Нерукотворный»
«Господь Вседержитель»
или «Пантократор»
«Господь на престоле» или
«Спас в силах»
Иконописные сюжеты, повествующие о Евангельских событиях
Рождество Богоматери
Благовещение
Сретение
Иконописные сюжеты, посвященные священномученикам и их деяниям
Сюда можно отнести изводы всех священномучеников, пострадавших за веру Христову, а также иконы с клеймами (изображения их житий).
Александр Невский
Анастасия Узорешительница
Иконы двунадесятых праздников (календарные)
Иконы двунадесятых праздников повествуют о самых важных событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии - Богородицы, которые особо прославляются и почитаются Православной Церковью. Более почитаемым праздником, чем двунадесятые является Пасха - Воскресение Иисуса Христа.
Двунадесятые праздники входят в число великих праздников и всегда отмечаются торжественными богослужениями.
Иконописцы
Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины
История иконописи Древней Руси сохранила сравнительно мало имен художников. Средневековое творчество тяготело к анонимности, иконописец крайне редко указывал свое авторство на создаваемых им произведениях. Оставаясь неизвестным, художник придерживался своеобразной этики: важно не имя мастера, написавшего икону, а предмет его изображения. Наряду с этим анонимность иконописного искусства была связана с коллективной работой над иконой
Требования к жизни и творчеству иконописца
Иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным и рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.
Иконописцы в Древней Руси почти всегда были иноками-монахами.
Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение.
Причина того, что история сохранила совсем мало имён древнерусских иконописцев прежде всего в соборности создания икон и в традиции не подписывать их.
При соборном творчестве разные мастера писали разные части иконы.
Главный мастер был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.
Знаменщик— наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;
Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию:
Травщик— изображающий растения
Плательщик — специализирующийся в написании одежд
Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела;
Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;
Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;
Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;
Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».
Первые русские иконописцы
(Алимпий Печерский, преподобный Григорий)
Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера.
Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописными изображениями.
Зарождение русской иконописи связано именем Алимпия Печерского. Известен еще один иконописец домонгольской Руси – Преподобный Григорий.
Сведения о других иконописцах этого периода не сохранились.
РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII ВЕКА)
Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе
Святой Георгий из Новгорода
9-12 век
В XII столетии на Руси усилились княжеские распри и междоусобицы, которые мешали мирному развитию и ставили под угрозу государственную независимость страны.
Именно период раздробленности породил отличные от киевской формы христианской культуры и искусства Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского.
Святой Георгий. Икона. XII в.
Собор Юрьева монастыря под Новгородом.