Презентация - "Презентация по литературе " Мир и человек в творчестве Ф.И.Тютчева".(10 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 15.05.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе " Мир и человек в творчестве Ф.И.Тютчева".(10 класс)"
Философские мотивы в лирике Тютчева
Для лирики Тютчева характерен мотив постижения Вселенной. В основе мирозданья, по мнению поэта , лежит «древний хаос».
Мир, в котором мы живём, - лишь «златотканый покров».
Одним из основных является мотив призрачности бытия: жизнь проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем тоже исчезают.
В лирике Тютчева сильны мотивы одиночества, невозможности познания, ограниченности человеческого разума.
НАТУРФИЛОСОФИЯ –
философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемое в целостности (нередко включая также и человека, особенно его телесное начало )
«День и ночь»
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров-
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами-
Вот отчего нам ночь страшна!
<Начало 1839>
СНЫ
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
«Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
«О чём ты воешь , ветр ночной?»
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке-
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди-
Под ними хаос шевелится!..
«Фонтан»
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной-
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<Апрель 1836>
Пейзажная лирика Тютчева
Стихи Тютчева - тонкие наблюдения художника-пейзажиста, но главное в них - чувства и мысли, которые природа возбуждает в человеке.
Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души.
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам...
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Тема истории
Основной комплекс переживаний лирического героя, воплощённый в натурфилософской лирике, характерен и для исторических стихов Тютчева.
Исходя из идеи Шеллинга о происхождении мира из бездны, тёмной бессознательной основы Вселенной, - «мировой воли», которая приводит все космические силы к преодолению воли индивидуальной.
Тютчев представляет историю как величественное и непостижимое зрелище, игру сверхъестественных сил.
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
<1830>
Амалия Крюденер
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Дёрнберг)
Она сидела на полу
И груду писем разбирала-
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала-
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела-
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
<Апрель> 1858
Любовная лирика – не частая гостья в творчестве Тютчева. Но он остаётся верен себе – любовная драма переведена в философскую плоскость. В центре стихотворения – не образ возлюбленной, а проблема любви.
Лирический герой Тютчева
Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя.
Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента.
В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.
Темы творческих работ
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!». Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас - и всё былое…). Восприятие, истолкование, оценка.
Человек и природа в лирике Тютчева.
В чём трагизм мировосприятия лирического героя Ф.И.Тютчева?
Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.