Презентация - "Презентация по литературе на тему: "Виктор Петрович Астафьев "Царь-рыба""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 13.05.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему: "Виктор Петрович Астафьев "Царь-рыба""
ГБПОУ РК "Керченский политехнический колледж"
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
«ЦАРЬ-РЫБА»
Выполнила преподаватель
ДЕТОЧКА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР - 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) - русский писатель, эссеист и драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда (1989). Кавалер ордена Ленина (1989).
Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1975) и двух Государственных премий РФ (1995, 2003 - посмертно).
Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны.
…Виктор Астафьев —
“писатель мирового масштаба, бесстрашный солдат литературы, искавший свет и добро
в изувеченных судьбах природы и человека”.
Таких людей, как он, называют совестью нации.
Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жестокая требовательность
прежде всего к самому себе
и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.
Судьба и характер простого человека – главная и постоянная тема произведений Астафьева. Простую жизнь он показывает без прикрас. При этом создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.
В повествовании в рассказах «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе».
Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.
Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому, добро и зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.
Невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба”:
…Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь
смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук.
Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру. Так что же я ищу?
Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа.
В этих вопросах – боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением – человеком.
Сейчас время мучиться и искать. Ведь каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами,
и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать…
Почему так много внимания уделил этим вопросам Астафьев?
Браконьерство – страшное зло. А судьба Игнатьича говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде.
Самая главная вина Игнатьича - в надругательстве
над любившей его девушкой.
Так и получается всё в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается – показывает автор. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Астафьев осуждает браконьерство как зло
многогранное и страшное по своей разрушающей силе,
причем речь писатель ведет не только об уничтожении
живой и неживой природы вне нас, говорит он
о своеобразном самоубийстве, об уничтожении
природы внутри человека, человеческой природы…
Своё назначение автор определяет так: “Моя профессия состоит в том, чтобы всё знать и видеть”.
Но это не позиция стороннего наблюдателя,
автор — часть мира, живого мира природы.
Астафьев не только повествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. Он говорит о Енисее как о «синенькой жилочке, трепещущей на виске земли», ему открывается высочайшая красота росистого таёжного утра:
“Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости... не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: “Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра”. Ему открыта боль от страдания живого. Автор чувствует себя листом, прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает
прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание, частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество и красоту земной природы”.
Отношение автора к природе не благоговейно-созерцательное, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Говорит об этом наш современник, остро чувствующий пульс сегодняшней жизни, знающий её боли и радости.
Но писатель остро осознаёт, что сегодняшний день «лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни», поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, дети брата, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнём” мир, в котором мы живём.
В центре произведения — поединок. “Так вот оно как, на войне-то…” — думает Игнатьич. Война на уничтожение, объявленная человеком природе.
Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева:
“…зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть”.
Итак, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится потребность обсудить происходящее, поделиться
задушевной мыслью.
Автор делится своими мыслями по насущным проблемам и выражает беспокойство и тревогу за нравственность своего современника.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит
вырождением и гибелью.
Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.