Презентация - "Мы - дети земли дальневосточной"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 06.04.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Мы - дети земли дальневосточной"
Мы – дети земли дальневосточной
Наш край необъятный,
порой непонятный
Тому, кто с ним только
заочно знаком.
Исконно российский,
щедрый и близкий
Для всех, кто назвался его
земляком.
Выполнил: Ермишкин Анатолий
8 «В» класс,
МОУ СОШ № 51
Руководитель: Ситар Ирина Вячеславовна
МОУ ДО ДТДиМ
г.Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
2023год
На территории Хабаровского края проживает 8 представителей малочисленных народностей Севера и Приамурья: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки.
Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями.
Основой общественной жизни малочисленных народностей Приамурья являлся род, члены которого имели одного предка и сообща вели своё хозяйство. Род имел общие места для ловли рыбы и охоты, общие дома и культовые сооружения.
Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.
Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.
Традиционная одежда – один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода.
МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДНОСТИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Древние народы
удэгейцы
нанайцы
орочи
ульчи
негидальцы
нивхи
эвенки
эвены
Численность — 12 023 человека.
Расселение — Хабаровский и Приморский края.
Самоназвание — нанай, нани (от на — «земля», най — «человек») — «люди этой земли»
В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различают тунгусоязычные народы
нанайцы
Жили оседло в малых селениях, в среднем из одного — пяти жилищ. Более крупных селений — по 10 — 15 жилищ — было немного. Для зимы строили бревенчатые дома (зимники), похожие на ульчские хагду с низкими нарами. В южных районах стены делали из плетня, обмазанного глиной очаг и часть нар, на которых спали, питались, ставя на них маленькие столики, здесь же размещали личные вещи, утварь, детскую колыбель. Существовали также землянки и полуземлянки. В конце XIX в. появились срубные дома. Возле них — хозяйственные постройки — срубные амбары на сваях (такто), вешала из вертикальных и горизонтальных жердей для юколы, а ближе к берегу — вешала для просушивания сетей, неводов и лабазы-помосты для вещей. Из жердей на местах летних промыслов сооружали двускатные четырехугольные постройки (дауру), как у ульчей, или жилища полусферической или конической формы
Где жили?
Численность – 915 человек.
Расселение – Приморье, Хабаровский край по берегам рек Тумнин и Амур.
Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX в. и русские именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним в 1930-е гг. был внесен в паспорта.
В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.
Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня
орочи
Основными занятиями были охота и рыболовство, в меньшей степени — морской зверобойный промысел.
Сезон пушной охоты продолжался с октября до марта. На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально. Семьи оставались в зимних селениях. На лося, кабаргу, изюбря, косулю, кабана, оленя, а также на медведя охотились круглый год. Осенью лося и изюбря приманивали манком — берестяной трубкой (ынггутанки, холбоока), кабаргу — берестяным свистком (пипу, пича).
Зимой и весной крупных копытных преследовали на лыжах.
Рыболовством занимались круглый год. Добывали частиковых, карповых, осетровых рыб, летом и осенью — проходных лососей.
Охота с огнестрельным оружием прочно вошла в практику в конце XIX в.
Чем занимались?
Численность — 2011 человек.
Самоназвание – удэхе.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае.
В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.
удэгейцы
Численность — 3233 человека.
ульчи
Орочи, удэгейцы Татарского
пролива называли ульчей мангуны, от Мангу —
Амур, Мангу най — «люди Амура».
Народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур.
В этногезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки
Важнейшим занятием было круглогодичное рыболовство, отраженное в названиях месяцев календаря: «месяц лова горбуши» (уоро бени), «месяц летней кеты» (сильчи бени), «месяц осенней кеты» (давабени).
Летом и осенью добывали проходных лососей, ловили также частиковых и осетровых.
Важную роль в жизни и хозяйстве играл круглогодичный промысел лося, оленя, кабарги, косули, медведя, сезонной птицы и др. Копытных добывали гоном по насту и складыванием, летом применяли манки —
берестяные трубы и др., на переправах кололи животных с лодок.
Чем занимались?
Численность – 4673 человека.
Самоназвание — нивх — «человек».
Нивхи (прежнее название – гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин.
нивхи
В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые группы переняли у соседей захоронение в земле. Обряд сожжения имел различия, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. К деревянной кукле прикрепляли косточку от черепа покойного, одевали и обували ее и помещали в маленький, около метра высотой, домик
(раф), украшенный резными орнаментами. В дальнейшем на этом месте совершали поминальные обряды, бросая в костер пищу, предназначенную для умершего, особенно часто в первый месяц после похорон, затем в течение года — примерно раз в месяц, позднее — каждый год.
Численность — 622 человека.
Называют себя нгегида, негида, нейдальцы — от эвенк. нгегида — «береговые», «крайние». Известно также самоназвание елкан бэйенин — на бэйенин — «здешний», «местный» или амнун бэйенин — «амгуньский человек».
Народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.
негидальцы
Основа хозяйства — рыболовство и таежная охота.
Верховские, жившие в горной местности, занимались и оленеводством. Рыбу ловили круглый год. Проходных лососей добывали заездками, неводами, летними сетями (адил) и зимними (анга) для подледного лова, четырехугольными и мешкообразными, ставными и плавными.
Охотились на соболя, за которым уходили иногда на сотни километров.
Чем занимались?
Что носили?
Традиционная одежда негидальцев — амурского типа. Из ткани на вате и рыбьей кожи шили халаты с разноцветными орнаментами, выполненными красками.
Численность — 30233человека.
Самоназвание – эвен.
Эвенки (прежнее название – тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока.
Предками эвенков были протонгусы Прибайкалья и Забайкалья.
эвенки
Чем занимались?
Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни.
Основными орудиями охоты служили ружье (пэктырэвун), самострел (бэркэн, алана), копье (гида), большой нож на длинной рукояти (кото, уткэн), различные ловушки — петли, плашки, черканы и др. Охотились скрапом, гоном на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) и подбитых камусом (суксилла), с собакой, верхом на оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.
Рыболовство носило сезонный характер, лишь в ряде районов рыбу ловили круглый год. Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан (летний — сун, зимний — хэгилмэ, мукэ) с двумя широкими складками сзади (для удобства посадки на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский — нэлли —с прямым нижним краем и мужской — хэлми — углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), штаны-натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).
Обувь короткую (унтал —отсюда русский термин «унты») и длинную (хэвэри, бакари) изготавливали из камуса. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п.
Характерный головной убор делали из целой шкуры с головы оленя (авун и мета), отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером.
Где жили?
Основное жилище — переносной конический чум (джу, дю, дюкан) с каркасом из 40 шестов, крытый летом берестой, зимой — ровдугой. В центре устраивали очаг, над ним — жердь для котла (икэптун). Места за очагом напротив входа (малу) предназначались для гостей, справа и слева от входа (чонга) — для хозяйки, дальше (бе) — для остальных членов семьи.
ЭВЕНЫ
Численность 17199 человек.
Самоназвание – эвэн.
Эвенки (прежнее название – ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока.
Эвены принадлежат к северо – восточной ветви эвенков.
Источники информации
Данюкова Н.А. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья: Учебно-методическое пособие. – Комсомольск – на – Амуре: Издательство Комсомольского –на – Амуре государственного педагогического университета, 2004. – 117с., ил., библ.
Бородина Е.А. Географические названия на карте Хабаровского края. Краткий топонимический словарь: учебное пособие / Екатерина Андреевна Бородина. – 2-е издание, доплненное и переработанное - Комсомольск – на – Амуре: Издательство АмГПГУ, 2007. – 113 с.
Народное декоративно – прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. Н.И.Каплан – Москва: Просвещение – 1983
Комсомольск – на – Амуре. Энциклопедия. - Комсомольск – на – Амуре, 2004.