Презентация - "Античный театр "Театр Диониса""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 22.03.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Античный театр "Театр Диониса""
Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса, ставшего богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.
Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.
Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».
Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Тесей и пр.
Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики.
Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.
Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.
Сюжеты комедий
религиозные
житейские
Бытовые сюжеты
Проблемы политического строя
Деятельность учреждений Афинской республики
Внешняя политика республики, войны
Мифологические сюжеты
Восхваления
Житейские сюжеты со временем стали единственными, но по-прежнему посвящались Дионису
Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана.
Эсхил
Αἰσχύλος (525–456 г. до н. э.)
Знаменитый древнегреческий драматург, признаваемый отцом всей европейской трагедии. Большую часть своей биографии Эсхил провёл в Афинах
Эсхил продолжил развитие трагедии, добавив второго актера, что дало возможность разыгрывать более сложные действия. Свои драмы Эсхил начал ставить не по отдельности, а трилогиями. Для своего творчества Эсхил широко заимствовал темы из поэм Гомера.
Известно, что он лично участвовал в греко-персидских войнах, сражался в Марафонской, Саламинской и Платейской битвах.
Известны 82 заглавия написанных Эсхилом трагедий, но до нас дошло только 7 из них:
«Персы»
«Просительницы»
«Семеро против Фив»
«Прометей прикованный»
«Агамемнон»
«Хоэфоры»
«Эвмениды»
В финале трагедий Эсхила герои осознают тщетность своих посягательств на святая святых, покоряясь – добровольно или путём принуждения – божественной мере.
Софокл
Σοφοκλῆς
(496/5— 406 до н. э.)
Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни.
Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот. Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года.
Реформы Софокла в античной театральной остановке:
Увеличил число актеров до трех человек
Увеличил состав хора с 12 до 15 человек
Сократил хоровые части в пользу актеров
Усовершенствовал декорации и маски
Античные литературоведы приписывали Софоклу около 130 трагедий.
До наших дней дошло всего 8 трагедий:
«Трахинянки»
«Аякс» («Эант», «Биченосец»)
«Антигона»
«Царь Эдип» («Эдип-тиран»)
«Электра»
«Филоктет»
«Эдип в Колоне»
«Следопыты»
Еврипид
Εὐριπίδης
(480-е — 406 до н. э.)
Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения.
Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.
Еврипида называли «философом на сцене» и «самым трагичным из поэтов».
Реформы Еврипида в драматургической и театральной технике:
Хор становится фоном для разыгрывающегося действия
Хор выполняет роль музыкального антракта
Внимание уделяется характерам действующих лиц
Включает в трагедии бытовые и любовные сцены и эпизоды
Алкеста
Медея
Гераклиды
Ипполит
Андромаха
Гекуба
Просительницы
Электра
Геракл
Троянки
Ифигения в Тавриде
Ион
Елена
Финикиянки
Киклоп
Орест
Вакханки
Ифигения в Авлиде
Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов)
Еврипид создал около 90 произведений, часть из которых дошла до наших дней
Аристофан
Ἀριστοφάνης
(ок.446 г. до н. э. — 387/380 г. до н. э.)
Древние называли Аристофана просто «комиком», подобно тому, как Гомер был известен под именем «поэта».
Аристофан считался «отцом комедии» уже в античные времена. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными. Эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем.
Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр) - metrum Aristophanium. Этот размер употребляется в страстной, возбуждённой речи.
По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях.
Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11:
Ахарняне
Всадники
Облака (в позднейшей неоконченной поэтом переработке)
Осы
Мир
Птицы
Лисистрата
Женщины на празднике Фесмофорий
Лягушки
Женщины в народном собрании
Плутос (сохранилась во второй редакции).
Театрон – часть театра, служащая для размещения зрителей
Орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры
Скена – деревянное помещение для переодеваний и выхода актеров
Алтарь (жертвенник) использовался для жертвоприношений Дионису
Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена.
Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске.
Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.
Театр Диониса
Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.
Располагается на юго-восточном склоне Акрополя и входит в число самых древних театров в мире.
Около 326—325 г. до н. э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сиденья размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.