Презентация - "Презентация по литературе "Итоговое сочинение""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 28.02.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе "Итоговое сочинение""
Итоговое сочинение
Темы сочинений объявят в день написания сочинения в 9.45 . В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?
Все 11-классники России пишут сочинение в один день;
6 тем (по 2 теме из каждого раздела); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия (соответствие теме, привлечение литературного материала) самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных (композиция и логичность; качество письменной речи; грамотность)
На экзамене выбирайте тему, которая вам знакома. Если таковых нет - самую понятную и простую для аргументации.
В этом году задача серьёзно осложняется тем, что известных направлений нет, а тем, которые могут попасться, около 1500. Берите ту, на которую вам проще всего или интереснее рассуждать.
Используйте произведения, которые вы точно знаете, чтобы избежать фактических ошибок.
Помните о структуре сочинения.
ПЕРЕД написанием сочинения составьте тезисный план или план-схему. Это поможет вам понять, в какую сторону надо рассуждать, структурирует мысли и убережёт от логических ошибок.
Опирайтесь на тезисы!
Тезис - это основа вашего рассуждения. Если его нет или он плохо проработан, доказывать с помощью аргументов будет нечего. Тезисов может быть один или два, но в любом случае аргументы должны чётко ему/им соответствовать.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
1) Прочитайте тему.
2) Вспомните произведения, связанные с темой, подберите аргументы.
3) Напишите тезис и аргументы в черновик.
4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно.
5) Сформулируйте связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.
Считаем количество слов. Если их меньше 250, дописываем работу. Рекомендованный объём - 350 слов.
Проверяем сочинение на логичность и наличие ошибок.
Переписываем на чистовик.
Проверяем сочинение в чистовике
Тема выбрана! Что делать дальше?
Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
Как написать вступление?
Это может быть:
• высказывание своего взгляда на проблему;
• вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его
к разговору;
• обоснование причин обращения к этой теме;
• эмоционально ввод в тему сочинения;
• использование оригинальной цитаты
• проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку
темы;
• проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
• оформление вступления в виде вопросов
ВНИМАНИЕ!!!
Примеры из своего жизненного опыта, из своей личной жизни, не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.
Композиционные части (350 слов)
Вступление + тезис (60- 70слов)
Аргументация (234 - 240 слов)
Заключение (60 - 70 слов)
ВАЖНО!!! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:
ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:
ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
• Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
• Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
• Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих
писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название
произведения).
• Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
• Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
• Вспомним героя повести… (автор, название).
• Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже
размышляет об этом.
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ЭПИЗОДА)
Автор повествует о…
Поэт показывает…
• Писатель размышляет о…
• Писатель обращает наше внимание…
• Писатель заостряет наше внимание на …
• Он акцентирует внимание читателя на…
• Этот поступок героя говорит о ...
• Мы видим, что герой поступил так потому...
• Автор показывает, к каким последствиям привело...
• Этому герою/поступку автор противопоставляет...
• Писатель осуждает…
• Он ставит нам в пример…
• Автор подчеркивает…
• Автор утверждает…
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:
ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
• Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
• Таким образом, мы приходим к выводу: …
• Итак, можно сделать вывод, что…
• В заключение хочется выразить надежду на то, что…
• Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
• Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
• Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что...
• (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
• К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания.
• правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме?
Сформулирован ли тезис? (ЭТО КРИТЕРИЙ №1, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
• приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (ЭТО КРИТЕРИЙ №2, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
• соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
• есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
• есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения(микровыводы) и работу в целом? (ЭТО КРИТЕРИЙ №3)
• соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (ЭТО КРИТЕРИЙ №4)
• насколько грамотно написана работа? (ЭТО КРИТЕРИЙ №5).
РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ 2022-2023 ГОДА
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению),
нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
Образец комплекта тем
Тема 112 - Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
Тема 204 - Что Вы вкладываете в понятие "счастье"?
Тема 301 - Семейные ценности и их место в жизни человека.
Тема 409 - В чем может проявляться любовь к Отечеству?
Тема 505 - Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
Тема 610 - Чему человек может научиться у природы?
Тема дома и семьи
Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу!
Тема дома и семьи
Говоря о русской литературе XVIII века, вспомним и семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.
Тема дома и семьи
А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению автора, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.
Тема дома и семьи
“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен (“привыкнув, разлюблю тотчас”). Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.
Тема дома и семьи
А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов”, разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик — на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин — понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.
Тема дома и семьи
Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои — члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейство и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.
Тема дома и семьи
“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”
“Мысль семейная”
В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.
“Мысль семейная”
Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели — “деятельность и ум” и постоянно чем-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, князя Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Андрей Болконский сам — так же, как и его сестра Марья, — наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.
“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.
Тема дома и семьи
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» мы не видим благополучной — даже внешне — семьи. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...
“Рождённые в года глухие пути не помнят своего. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” — так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей…
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Н.А. Некрасов «Русские женщины» (княгини Трубецкая и Волконская, отправившиеся вслед за мужьями в далёкую Сибирь)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Хозяйка комнаты, которую снимает семья Мармеладовых , то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, который вынес из дома все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама…)
А.И. Куприн «Куст сирени» (Вера Алмазова, которая «отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа <…> комфорт», «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость».)
О. Генри «Дары волхвов» (Супруги Делла и Джим. Чтобы сделать рождественский подарок мужу, Делла решает продать свои роскошные каштановые локоны (часть «сокровищ, составлявших предмет их общей гордости») и купить мужу платиновую цепочку для его золотых часов (второе «сокровище»), которыми он очень дорожил. Вечером Джим приходит домой с подарком для жены, который должен стать для неё сюрпризом. Молодые люди раскрывают свёртки и выясняется, что Джим продал свои часы, чтобы купить дорогой набор гребней для волос, о котором Делла давно мечтала. )
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»(Калашников, зная об оскорблении жены молодым опричником Кирибеевичем, принимает незамедлительное решение отомстить злодею за поруганную жену в честном кулачном бою. «Я убил его вольной волею», -признаётся при допросе Степан Парамонович, утаив от царя настоящую причину, чтобы сохранить честь своей семьи. Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову.)
Человек и наука
И.С Тургенев. «Отцы и дети». (Базаров занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. )
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». (Г-же Простаковой не удалось дать сыну Митрофанушке хорошее образование и, как следствие, привить уважение к старшим и другие нравственные качества. Без знаний Митрофан вырос недорослем, а Простакова получила «злонравия достойные плоды».)
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». (Александр Андреевич Чацкий – образованный человек, представитель нового времени: он заинтересован в развитии России и стремится объяснить людям, как важно читать литературу, заниматься искусством, интересоваться науками. Но «фамусовское общество» было не готово к нововведениям, поэтому его представителям гораздо проще и выгоднее объявить Чацкого сумасшедшим.)
М.А. Булгаков «Роковые яйца».1824 г
В повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» читатель узнаёт о том, что экспериментальные исследования не всегда положительно влияют на состояние окружающего мира и как бывает страшна ошибка в науке. Глупая случайность, недоразумение, невнимательность и самоуверенность становятся виновниками страшной трагедии.
Гениальный профессор-зоолог Владимир Ипатьевич Персиков открывает луч, который влияет на живые организмы так, что они увеличиваются и начинают размножаться со сверхъестественной скоростью. Профессор Персиков и его ассистент Иванов не торопятся выпускать своё открытие «в свет» и считают, что ещё нужно поработать над ним и провести дополнительные эксперименты, так как последствия могут быть неожиданными и даже опасными. Однако сенсационная информация о «луче жизни» быстро проникает в прессу, записанная полуграмотным, но бойким журналистом Бронским, и, наполненная ложными, непроверенными фактами, распространяется в обществе.
Как раз в то время по всей стране прокатился куриный мор, и глава совхоза «Красный луч» Александр Семёнович Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Согласно приказу свыше Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели, с которыми профессор проводил опыты, и увозит их в совхоз. Рокк заказывает за границей яйца кур, а Персиков — яйца змей, крокодилов и страусов (для опытов). Но в результате ошибки заказ Персикова присылают Рокку.
Рокк начинает облучение яиц, но скоро из оранжереи с яйцами сбегают двое вылупившихся зародышей, и на следующий день Рокк видит в пруду огромную змею. Змея убивает жену Рокка Маню, а самому Рокку удаётся сбежать.
М.А. Булгаков «Роковые яйца».
Змеи, крокодилы и страусы беспрестанно размножаются; их полчища, уничтожая всё на своём пути, движутся вперёд, к Москве. В бои со змеями, крокодилами и страусами вступают части РККА(Рабоче-крестьянской Красной армии), применяя в том числе и химическое оружие, но не могут остановить их.
Обезумевшая толпа, решив, что это Персиков распустил гадов, рассвирепев, врывается в институт, где работал профессор, и убивает его.
В ночь с 19-го на 20-е число внезапно упал страшный по меркам августа мороз: −18 °C. Он продержался двое суток, и все змеи, крокодилы и страусы, не выдержав аномалии, погибли.
Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову — ныне ординарному профессору.
Неосторожность людей в обращении с новыми научными изобретениями неразбериха в управленческих структурах, безнаказанность, невежество-вот что стало причиной трагедии.
«Роковые яйца» — своеобразная сатира на советскую власть, на её несовершенство. Необразованные люди допускаются к управлению этой лабораторией, им доверяются серьёзные задачи, выполнять которые они не в силах из-за неумения ориентироваться в социальных, научных и других сферах жизни. Непросвещенная толпа безжалостно обрушивается на тех, кто реально может помочь ей преодолеть трудности, кто умеет пользоваться изобретением национального масштаба. Интеллектуальная элита истребляется, но заменить ее некем. Весьма символично, что после смерти Персикова уже никто не может восстановить утраченное вместе с ним изобретение.
Булгаков «Собачье сердце»
В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», профессор Филипп Филиппыч Преображенский проводил эксперименты по омолаживанию, пересаживая своим пациентам и пациенткам яичники обезьян. Но впереди предстояла большая работа. Он собирался пересадить псу часть человеческого мозга – гипофиз. Эксперимент профессора по очеловечиванию заканчивается провалом: пес Шарик унаследовал худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превратился в Полиграфа Полиграфыча Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя.
Профессор приходит к выводу, что изменить природу, натуру человека невозможно: “Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”.
У профессора Преображенского и его ассистента не остаётся другого выхода, как сделать всё возможное для исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты.
Повесть иллюстрирует то, что каждый учёный несёт ответственность за свои эксперименты и научные открытия. Необходимо понимать, что не всегда ожидания от того или иного опыта оправдываются.
А. Р. Беляев. Научно-фантастический роман «Человек-амфибия»
Доктор Сальватор – великий учёный и хирург. Проводя опыты по пересадке человеку органов от животного, он преследовал благую цель- оказать помощь как можно большему количеству больных и получить возможность излечивать людей от некоторых сложных болезней.
Он провёл операцию и, чтобы спасти мальчика, вживил ему жабры молодой акулы. Теперь Ихтиандр мог жить как в воде, так и на суше. Доктор Сальватор верил, что благодаря науке люди смогут жить в океане, он сможет помочь создать мир, в каждый человек будет счастлив.
Окружающие не могли понять гуманных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр.
Судьба Ихтиандра трагична: его возлюбленная становится женой другого человека, настоящий отец теряет рассудок, доктор Сальватор в тюрьме. Так, доктор, спасший мальчика, обрек его на бесконечное одиночество. Лишь дельфин Лидинг спасает его от одиночества, но и тот не всегда рядом, ведь нужно выбираться на поверхность ради кислорода: «Даже Лидинг не может жить со мною под водой, – с грустью подумал Ихтиандр, оставшись один. – Только рыбы. Но ведь они глупые и пугливые...». Он обречен навсегда оставаться «морским дьяволом».
Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
В этом заключается проблема науки, иногда даже самые невероятные достижения могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому в исследованиях важную роль играет этика. В произведении поднимается проблема ответственности учёного за свои открытия, за судьбу подопытных. Несмотря на то что наука двигает вперёд человечество, перед учёными всегда должен стоять моральный выбор: научный прорыв или соответствие нравственным нормам общества? Успешный опыт или благополучие подопытного?
Технический прогресс в руках безнравственного человека – опасное оружие.
Чингиз Айтматов. Роман «И дольше века длится день». Одна из главных тем романа– ответственность человека за мир, который он оставит после себя потомкам. Автор повествует о необратимости зла, причинённого окружающей среде, о призрачности человеческой победы, о нравственном падении человека, совершающего преступление против природы. Для того чтобы разобраться в причинах необратимых изменений, писатель изображает три пласта времени: настоящее, в котором живёт главный герой Едигей, будущее, которое уводит на космодром Сары-Озек, и прошлое, в которое переносятся мысли героя. Этот приём использован не случайно: каждый временной этап дает возможность глубже понять и прочувствовать происходящее в настоящем и будущем. Так, одним из воспоминаний Едигея, являющимся ключевым для романа, становится предание о Манкурте. Согласно преданию, в давние времена на местные песчаные степи напали чужеземные племена и обратили людей в рабство. Рабы, Манкурты, не помнили своё прошлое, поэтому они беспрекословно подчинялись и никогда не убегали. Однажды у местной женщины пропал сын, а спустя время проезжие купцы рассказали ей, что видели в степях молодого Манкурта. Женщина нашла молодого раба и признала в нём своего сына, только он не помнил её. Манкурт по приказу хозяев убил женщину. Белый платок упал с её головы, «превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Твой отец Доненбай! Доненбай!» Так появилась на свете птица Доненбай, в ночи кричащая путникам: «Как твоё имя? Доненбай!», а место, где похоронили Найман-Ану, назвали Ана-Бейит – «материнский упокой».
Роман Ч. Айтматова призывает человека вобрать опыт прошлого, жить сознательно, думать о будущем. Чтобы подчеркнуть эту мысль, автор показывает, как на фоне воспоминаний Едигея о Манкуре разворачиваются события настоящего: «манкурты» нового века запускают космические ракеты в космос. Однако лишённые исторической памяти, они могут только разрушать. Память о прошлом не позволяет душе очерстветь, помогает сберечь те ценности, которые выработало человечество на протяжении своего существования. Технический прогресс в руках безнравственного человека – опасное оружие. Люди не должны жить без памяти о предках, не должны ставить себя выше природы, показывать своё превосходство. Финальная картина Апокалипсиса подтверждает мысль писателя: «Небо обвалилось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма... человек, верблюд, собака – эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными всполохами...»
Р. Брэдбери.«451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся пожарный Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и был уверен, что смысл уничтожения их состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Только после знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении.
Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
К сожалению, прогнозы автора сбываются: люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой во всех сферах деятельности человека.
Т. Толстая. «Кысь». (XXIIвек)
Негативные последствия технического прогресса очень хорошо известны людям, родившимся в стране, что произошли две самые крупные радиоактивные аварии в истории. Поэтому русские авторы часто описывают возможные перспективы гонки за ноу-хау. Татьяна Толстая очень натуралистично и без прикрас изобразила мир, опустошенный и изуродованный ядерной катастрофой. Вместо людей планету унаследовали мутанты, которые потеряли все достижения культуры, науки, нравственности. Первобытная община живет по законам джунглей и в вечном страхе перед тем, что произошло двести лет назад и навсегда изменило правила игры. Герои морально надорваны, их угнетают «последствия» — мутации от радиации. Что ждет их в будущем? Миллионы лет прозябания и мучительного труда, которые могут и не привести их к преодолению негативного влияния исковерканной окружающей среды. Таковы печальные итоги неконтролируемого технического прогресса, который всегда требует от людей первенства в развитии: только ответственный и умный человек способен направлять научную и техническую деятельность вперед, избегая трагических случайностей и не имея права на ошибку.
Отказываться от достижений технического прогресса нельзя. Но надо помнить, что все зависит от человека. Захочет он стать машиной – станет, захочет, чтобы машина его подчинила – подчинит, захочет, чтобы машина работала ему во благо – так и будет. Техника сама по себе не нравственна или безнравственна.