Презентация - ""Архитектура Петербурга при Петре I""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 26.02.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему ""Архитектура Петербурга при Петре I""
«Архитектура Петербурга при Петре I»
Работу выполнила:
учитель истории и обществознания высшей категории
Олейник Людмила Павловна
МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского
Георгиевского района, Ставропольского края
Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской
жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени.
История зарождения города
Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.
Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.
В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. Предполагалось что она будет защищать вход в Неву в случае войны. Но своих оборонительных функций крепость никогда не выполняла, практически сразу после строительства она стала использоваться как тюрьма для политзаключенных. Одним из самый известных узников крепости был царевич Алексей. В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.
С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании.
Доменико Трезини (1670-1734)
Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей», но желаемого дохода ему это не приносило.
На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов.
Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.
Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.
Доменико Андреа (по другим сведениям — Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции — в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.
С 1710 по 1714 год Доменико Трезини занимался проектированием Летнего дворца Петра I.
Резиденция вышла довольно скромной по тем временам — в точном соответствии со вкусами
первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали
аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.
Летний дворец Петра I
Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После
расформирования коллегий здание передали во владение главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит
Санкт-Петербургскому государственному университету.
Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х
годов. В 1737—1741 годах с западной стороны здания была пристроена двухэтажная галерея.
Дом двенадцати коллегий
Александро-Невская лавра
25 марта (5 апреля) 1713 г. в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I была торжественно освящена деревянная Благовещенская церковь; именно этот день и является официальной датой основания Александро-Невской лавры.
Согласно преданию, Пётр I, осматривая в 1710 г. окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где, по его мнению, 15 июля 1240 г. «Святой Благоверный Князь Александр Ярославич одержал знаменитую победу над соединёнными силами Шведов, Норвежцев и Финнов под предводительством славного их военачальника Биргера (Невская битва), за что и получил от современников прозвище Невский». Основатель северной столицы, назвал это место «Виктория» (победа), и велел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и св. Александра Невского. В это же время архимандрит Феодосий водрузил здесь крест с надписью: «На сем месте создатися монастырю».
На указанном месте была поставлена часовня, а 25 марта (5 апреля) 1713 г., «при присутствии Царского Пресветлого Величества с его высоким синклитом, [была освящена деревянная церковь] во имя Благовещения Пресвятой Девы Богородицы…, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нём обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».
В 1714 г. были основаны братские кельи, и началось монашеское общежитие.
В 1716 г. было основано Лазаревское кладбище, получившее своё название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря, сооружённой вблизи алтаря деревянной Благовещенской церкви для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны.
Самым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.
Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини.
Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества.
В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия - классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини.
Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)
Конная статуя Петра I
Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. В литературе история создания этого памятника далеко не всегда получает верное освещение. Так, Казимир Валишевский («Вокруг трона», ч. 2, гл. 2) утверждает, что скульптура Растрелли так и осталась незавершенной, а Мартелли представил свой собственный проект («героя, костюмированного в греческую тогу»), который Екатерине II пришелся не по вкусу. Однако Валишевский не подкрепил своё утверждение никакими авторитетными источниками, а в работах отечественных специалистов сведения о проекте Мартелли отсутствуют. Кроме того, этому описанию вполне соответствует памятник Петру Великому работы Фальконе, в обсуждении концепции которого принимала участие сама императрица (следовательно, если бы замысел Мартелли существовал, то вполне мог встретить ее одобрение).
«Тритон, борющийся с морским чудовищем»
Фонтан Оранжерейный в форме аллегории рассказывает о борьбе России за выход к Балтийскому морю - о первой крупной победе Русского флота над Шведским флотом в сражении при Гангуте 27 июля 1714 года.
В центре композиции расположена скульптура Тритона, борющегося с морским чудовищем, изображенным в виде крокодила с рыбьим хвостом. Из его пасти вырывается водяная струя высотой в восемь метров. Четыре черепахи, вытянув от страха шеи, расползаются в разные стороны. Из их ртов также бьют клокочущие струи воды.
Тритон олицетворяет русский флот, сумевший в значительно меньшем составе одержать важную победу над шведской эскадрой, изображенной в образе крокодила. По своему значению победу в сражении при Гангуте Петр Первый считал такой же важной, как и Полтавскую битву.
Создание этого фонтана имело не только декоративное значение, но объяснялось и хозяйственными нуждами, поскольку из него брали воду для полива деревьев, кустарников и цветов Нижнего парка. Вода сюда подается из Квадратного пруда Верхнего сада.
Первоначально чаша бассейна была шестнадцатигранной, а затем ее упростили и сделали круглой.
Первая скульптурная группа была создана по проекту архитектора Тимофея Усова скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1726 году и называлась Сатир со змеей.
Большой каскад
Большой Каскад в Петергофе является одним из самых грандиозных фонтанов в мире.
Идея его создания принадлежит самому Петру I. Он придумал оформить въезд в загородную резиденцию роскошным искусственным водопадом и даже создал эскизы и наброски. По идее Петра I корабли должны были проходить через Морской канал, мимо фонтанов прямо к дворцу. Считается, что именно отсюда взялось выражение "с корабля на бал". Строительство фонтанного комплекса заняло более 100 лет.
Начиная с 1715г., когда русский мастер В.Туволков проложил основные водные коммуникации, ставшие основой
фонтанов. Первые скульптурные композиции были сделаны из свинца, а пьедесталы из дерева. Эти материалы не выдержали
постоянного нахождения в воде, и скульптуры стали постепенно заменять на бронзовые.
Знаменитый на весь мир Самсон, разрывающий пасть льву, стал доминантой Большого каскада в 1735г. Фонтан имеет
аллегорическое значение, символизирующее выход России к Балтийскому морю. В год основания фонтана отмечалось 25-летие
Полтавской битвы, когда Петр I одержал громкую победу над шведами. На шведском флаге всегда изображался лев, поэтому
поверженный зверь обозначал триумф России над Швецией. Полтавская битва произошла в день святого Самсона, таким
образом, лев ассоциируется со шведским королем Карлом VII, а Самсон с царем Петром I.
Струя из пасти льва бьёт на целых 22 метра, изначально автором Самсона был знаменитый архитектор К.Растрелли. Оформление
Большого каскада в знакомом нам виде произошло при императоре Павле I, он вложил огромные денежные средства, в
техническое переоснащение фонтанов, приказал обновить обвешавшие детали. Самсон был заменен на новую, более
долговечную скульптуру, выполненную мастером Козловским.
Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного склада ума, вовлечение пригородов в единую агломерацию.