Презентация - ""Народные промыслы России" (9 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 19.02.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему ""Народные промыслы России" (9 класс)"
Большую роль в формировании и развитии творческих способностей играет народное декоративно-прикладное искусство. Декоративно - прикладная деятельность воспитывает чувство патриотизма, интерес к общественно полезной деятельности, повышает ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства, вызывает желание приобщиться к творчеству.
Актуальность темы.
Художественная роспись продолжает традиции народного творчества.
Объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян (скотоводов, земледельцев, охотников).
Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства
В период с 17 по 18 век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни.
в России 21 века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская:
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси.
Виды орнамента:
Волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году - в ночь на Иванов день:
История Гжели:
Гжель — древнейший гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот необычайно богат гончарными глинами. Поэтому чуть ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел, издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в дровах недостатка не было — вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».
Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный отметил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
Царская посуда
Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы.
Городецкая роспись
Почему же роспись назвали городецкой?
Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева.
В.М. Василенко:
История зарождения
Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов.