Презентация - "Презентация по истории на тему "Великая отечественная война""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 11.12.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по истории на тему "Великая отечественная война""
«Дорога на крови».
Зловещая история секретной воронежской «Берлинки».
ДУЛАГ - 191
Как немцы в 1942 году под Воронежем строили секретную железную дорогу руками семидесяти тысяч советских военнопленных
Все фотографии, представленные в презентации, сделаны немцами во время строительства дороги «Берлинка».
Современные фото захоронения солдат на месте строительства – сделаны поисковым объединением «Дон».
Долгое время о «Берлинке» практически невозможно было найти данных в открытых источниках. Информация о строительстве дороги была засекречена немцами, большинство документов были уничтожены оккупантами при отступлении.
Лишь несколько лет назад, после того как были рассекречены архивные материалы, всплыли жуткие подробности о строительстве «дороги на костях», а также о функционировании в Воронежской области целой сети концлагерей «Дулаг-191», заключённых которых привлекали к работам по возведению «Берлинки».
Что такое Дулаг?
Попавшие в плен военнослужащие изначально оказывались в дивизионных пунктах сбора пленных. Оттуда они передавались в транзитные лагеря — «дулаги» (пересыльные). Затем пленные бойцы и младшие командиры отправлялись в лагеря для нижних чинов — «шталаги» (постоянные), а офицеры — в отдельные офицерские лагеря — «офлаги». Из шталагов военнопленные могли переводиться в рабочие лагеря или штрафные лагеря.
По мере продвижения немецкой армии «дулаги» превращались в постоянные лагеря, то есть «офлаги» и «шталаги».
История «Берлинки»
Немецкая армия рвалась к Сталинграду, но непокоренные Лиски (тогда станция Свобода) не пускали ее не железную дорогу Харьков – Лиски –Ростов. Немецкое командование решило обойти этот стратегически важный железнодорожный узел, построив 32-километровую обходную железнодорожную ветку Гнилое – Евдаково. На карту с грифом строжайшей секретности нанесли трассу «берлинской дороги» Берлин – Ростов, как ее именовали сами оккупанты. «Берлинкой» для краткости звали ее и в народе.
Строительству дороги немцы уделяют большое внимание. По ней должны проходить так нужные немцам 30 эшелонов. Донбасские дороги пропускали только 30, а Сталинград в сутки требовал не менее 60-ти. Вот почему в Острогожском и Евдаковском районах было развернуто оккупантами около 14 лагерей для военнопленных, где примерно находилось от 25 000 до 30 000 тысяч узников.
Эта цифра нуждается в уточнении, но объемы выполненных работ, сам характер работ вручную на отсыпке сотен тысяч кубометров земли сложного глинистого и мело- известнякового грунта говорят о подтверждении огромного числа несчастных, строивших «Берлинку».
Немецкая карта дороги «Берлинка»
«Берлинка»: от станции Гнилое, через село Петренково, хутор Пахолок, Ярки, Михнево, с выходом на станцию Евдаково
Строительство дороги начинается практически сразу после вступления немецко- фашистских войск на территорию.
При рассмотрении карты этого района можно увидеть, что есть возможность соединить Харьковское направление с Ростовским, минуя Лиски, через тридцати пяти километровый яр от станции Гнилое, через село Петренково, хутор Пахолок, Ярки, Михново, с выходом на станцию Евдаково. В отдельных местах рельеф местности имеет сложный характер, то есть, холмы, неровности, что несколько усложняет работу по возведению полотна и всего комплекса железной дороги. Особенно много надо построить мостов. География местности диктовала возвести их около 43 различной конструкции и протяженности. Особенно сложным должен был стать мост через болотистую пойму безымянного ручья около села Петренково. Его протяженность составляет около 400 метров. Другим мостом, длиной около 40 метров, стало сооружение в районе Курочкина Яра. Этот район расположен в 4 километрах от хутора Пахолок. В народе мост получил название Большой.
Сооружением «Берлинки» занимались военнопленные, окруженные под Харьковом, из десятков концлагерей Острогожского и Каменского районов. В этот изможденный концлагерный муравейник, кроме военнопленных, было согнано местное население из острогожских, каменских и лискинских сел и хуторов: старики, женщины, подростки.
Для железнодорожного полотна надо было вынуть тысячи кубометров грунта, срез земли производился вручную.
На строительстве этой дороги пленных заставляли работать до 18 часов в сутки. Кормили просом с водой, баландой, иногда варили протухшую конину. Ежедневно только в одном лагере от голода и болезней умирали до 50 человек. По свидетельству местных жителей, на протяжении 35 километров дороги скрыты останки тысяч советских солдат и офицеров.
Прокладка дороги началось в августе 42-го года.
32 километра от острогожского села Гнилое до Евдаково были проложены по балкам, оврагам, меловым буграм и болотистым солончакам всего за три месяца. Легла зловещая «берлинка» в прямом смысле на человеческие кости и пропиталась людской кровью.
Недалеко от села Гнилое, примерно в двух километрах от разъезда Новая Сотня, откуда и берет свое начало «берлинка», расположен подземный бункер. Около бункера остались следы осыпавшихся окопов, блиндажей, фундаментов. По свидетельству очевидцев эти объекты были своеобразным узлом управления эти участком железной дороги.
Строительство железнодорожного пути начинается одновременно на всех участках. Для этого большие партии советских военнопленных направляют в село Петренково – около 4000 - 5000 тыс. человек. Для их размещения используют сараи и конюшни, расположенные в юго- западной части села. Эту массу пленных доставляли часть из г. Острогожска, другую партию – полевой дорогой из Каменки.
Солдат, измученных и голодных, остановили первоначально на краю хутора. Их охраняли солдаты-немцы с собаками. Затем военнопленных размещают в постройках овчарни, окружив по периметру территорию лагеря изгородью из колючей проволоки.
Вспоминает жительница хутора Михново Анастасия Алексеевна Ямцева: «В начале августа 42-го прибыл железнодорожный строительный батальон для прокладки дороги Гнилое - Евдаково. Немцы расселились по домам, а нас выгнали в сараи и погреба. На земляных работах трудились пленные – были их там тысячи. Сгоняли туда и местных жителей. Обычно это делали полицаи из местных. На наших глазах немцы расстреляли группу обессиленных и больных военнопленных и кучей прикопали их у полотна дороги».
На расстоянии 1 км от первого лагеря, на территории свинофермы размещают второй лагерь, где содержат еще около 1000 тыс. военнопленных. Третья группа военнопленных была размещена на хуторе Пахолок. Возможно, были места, где пленные, выполнявшие работы текущего характера, размещались просто в оврагах, в балках, под открытым небом. Текущие работы это: на железнодорожной насыпи укладка шпал и рельс, строят вокзал, водокачку, сеть водопровода большого диаметра.
Военнопленные размещались
в практически открытых свинарниках и овчарнях.
Посредине лагерного двора размещалась клетка, оплетенная колючей проволокой. Туда помещали наказуемого военнопленного. Размеры ее были таковы, что стоящий человек находился в согнутом положении и колючая проволока впивалась в тело. Рядом находилась клетка поменьше. В ней человек стоял на коленях.
Смертность от голода, холода, побоев, непосильного труда была очень высокой. Погибших людей хоронили десятками и сотнями в специально вырытых длинных рвах. Хоронили их голыми.
Живые снимали с них остатки одежды, чтобы прикрыть свои полуобнаженные тела. Массовые захоронения на хуторе Пахолок находились на территории свинофермы, кладбища. По свидетельству И.С. Менжулина жившего в то время недалеко от описываемых мест и событий, погибших могло быть около 2000 (!) тысяч человек. Большое количество погибших военнопленных было прикопано вдоль полотна дороги либо брошено в возводимую насыпь.
Полуголодное существование, нечеловеческие условия военнопленных приводили к эпидемиям брюшного, сыпного тифа, желудочно-кишечных и других заболеваний. Широкое распространение получила необратимая дистрофия. Такое отношение диктовалось общей политикой нацистской философии – уничтожить как можно больше людей на территории СССР. В изданном от имени Гитлера приказе Верховного командования германской армии пункт 2 гласил: «Всякое снисхождение, человечность по отношению к военнопленному строго порицаются... Снабжение питанием мирных жителей и военнопленных являются ненужной гуманностью».
Лагерь «Дулаг -191» представлял собой транзитный лагерь, куда немцы собирали советских военнопленных, захваченных в плен. В дальнейшем поступление невольников в «Дулаг-191» становится постоянным. В этом лагере содержалось от 3000 до 5000 тыс. человек. Данные о количествен-ном составе военнопленных составлены на основе краеведческого материала (воспоминания жителей Острогожска, а также материалы Воронежского партийного архива), а также по свидетельствам врача лагеря В.П. Мамченко. Немцы не давали даже солому для подстилки, люди лежали, спали на голой земле. Раненых не лечили, не перевязывали. Люди гибли от гангрены, столбняка, дистрофии, холода, голода, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.
Рабочий день продолжался по 12 часов. Кормили людей утром и вечером баландой, к которой иногда добавляли мясо павших лошадей, издававшее зловоние. Немецкий врач лагеря Штеэнбах заявлял: «Для русских собак это мясо вполне хорошего качества».
К концу октября – началу ноября 1942 года дорога в основном была построена. Житель села Гнилого Николай Владимирович Гончаров вспоминает: «Паровоз для красы утыкан сосновыми ветками. А на носу портрет Гитлера».
Готовая дорога представляла собой одну колею и множество мостов на деревянных опорах. Самый длинный мост был построен в районе села Петренково, он шел от Петренково в сторону хутора Пахолок и пересекал дорогу, идущую из Острогожска на Ближнюю Полубянку. Длинна этого моста была 400 метров.
По данным ЦАМО, 17 сентября 1942 года гитлеровцы совершили массовое убийство в лагере для военнопленных на хуторе Малая Новая Мельница (ныне – хутор Сибирский): «В то время, когда военнопленные были на работе, фашистские изверги заложили в печку барака, в котором размещалось 600 человек, гранату. Вечером, когда барак наполнился людьми, возвратившимся с работы, печь была затоплена. Последовал взрыв. Пламя охватило камышовое перекрытие, стены барака. Пленным, бросившимся к выходу, дорогу преградили венгерские охранники, открывшие стрельбу по толпе военнопленных. Труппы завалили вход, началась паника и давка. Всего погибло 397 человек, 80 получили ожоги, из них 50 человек умерли в последующие дни от увечий. Таким образом, общее количество погибших составило 447 человек». В ходе проведенных поисково-эксгумационных работ ВРОО «ДОН» (май 2010 г.) данные и обстоятельства гибели полностью подтвердились. Найдено и эксгумировано 437 военнослужащих РККА, 5 человек опознано.
В 2010 году ВРОО ИППО «ДОН» проводила поисково-эксгумационные работы на хуторе Сибирский, в результате чего было эксгумировано 437 останков, некоторых погибших удалось идентифицировать. Организация планирует продолжение работ.
Правда, фашистским армиям под Сталинградом железная дорога не успела послужить долго. 23 ноября 1942 года враг был окpyжен, взят в "железное кольцо". Обещания воздушного "бога" Германии Геринга обеспечить боеприпасами, продовольствием "крепость" Сталинград по небесному "мосту" оказались несбыточными. Авиация потеряла здесь целую армию.
А еще через месяц, в декабре, Юго-Восточная железная дорога была рассечена нашим танковым ударом на Кантемировку.
Военнопленные, строившие железную дорогу «Берлинка», в большинстве своем вымерли при строительстве дороги, а оставшиеся в живых или были куда-то отправлены немцами, или брошены на произвол судьбы. Отступающим фашистам было не до пленных. Стремительно наступающим советским частям и соединениям удалось освободить часть выживших невольников. После проверки полковыми особыми отделами НКВД и кратковременного излечения бывших военнопленных зачисляли в строевые части и отправляли на фронт. Жители хутора Пахолок отмечают, что около 174 человек одели в «английские шинели» и отправили на фронт. А сотни погибших военнопленных оказались забыты.
Памятник строителям «Берлинки»
После освобождения рельсы-шпалы разобрали. Говорят, что они сгодились на строительстве ветки Старый Оскол – Ржава, по которой снабжали всем необходимым наши войска в битве на Курской дуге. Оставшиеся материалы подбирали местные жители на восстановление порушенного хозяйства. То чужеземное железо по сию пору служит людям – несущей балкой на крыше подвала, угловым стояком-опорой в сарае... Не вернуть только подневольных строителей – тысяч, тысяч военнопленных. Не помянуть их поименно. Пали ведь безымянными.
Памятник строителям «Берлинки»
в г. Острогожск
Используемые источники:
https://plus.moe-online.ru/paper/1464/17199
https://topwar.ru/95028-neizvestnaya-voyna-berlinka.html
https://bvf.ru/forum/showthread.php?t=1069194
П. ЧАЛЫЙ / "Россошь", 2004 год. №25
https://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=2906
Презентация подготовлена библиотекарем ГБПОУ ВО «СПК» Тепикиной Е.А.
г. Семилуки
2023 г.