Презентация - "Презентация по литературе "Образ Петербурга в русской литературе""
- Презентации / Другие презентации
- 20
- 22.11.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе "Образ Петербурга в русской литературе""
«Образ Петербурга
в русской литературе»
Выполнила:
ученица 10 класса
МКОУ «Масловская СОШ»
Дудина Екатерина
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Дронова О. Н.
Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике
Увидеть город можно по-разному. Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными.
Поэты и писатели более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике
Город в литературном произведении может быть самостоятельным героем. Тогда он не просто точка на карте. Он начинает влиять на повествование, на героев, на сюжет. На примере трех текстов русской литературы, в которых действие происходит в Санкт-Петербурге, разберемся, чем важен город для произведения, и как его изображает автор.
Петербург Достоевского
В литературном наследии Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета. Обычно Достоевский даёт точные топографические указания. Он любит отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своём единстве города. Петербург Достоевского – город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором "так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды", "так скоро перерабатывается человек"; мистический, "проклятый" город, в котором реальностью становятся фантастические видения Гофмана.
Петербург Достоевского
Остановимся на «Преступлении и наказании».
В романе город гнетущий. Он давит на героев, он мрачный, серый, а иногда болезненно желтый. Он душный, весь в грязи и помоях, из него не выбраться, разве что на каторгу. Он весь состоит из закоулков и черных лестниц.
Кроме того, город как будто вынуждает героев совершать поступки, он влияет на них, вызывает отвращение:
«Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.»
Петербург Достоевского
Карта основных задействованных мест в романе «Преступление и наказание».
Петербург Гончарова
В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» Петербург представлен как деятельный, стремящийся к труду и развитию город. Жизнь людей провинции удивительно размеренна, спокойна и многообразна. Все их существование сводится к завтракам, обедам и ужинам. Что же касается Петербурга, то здесь каждый день расписан по минутам.
Петербург Гончарова
В романе юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру. Младший Адуев – романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный». Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника - «каков есть сам Петр Иваныч».
Таким образом, Гончаров и Достоевский рисуют неоднозначный образ петербуржца в своих романах. Но если Достоевский более склонен видеть дурное влияние Петербурга на человека, на его природу, нравственность, даже жизнь, то Гончаров не так прямолинеен. Он показывает, что Петербург во многом формирует человека, заставляет его быть собранным, четким, мобильным, даже успешным. Но ритм столичной жизни лишает человека теплоты, мягкости, душевности, делает его более холодным, черствым, жестким.
Интересно сопоставить образ Петербурга в поэзии Ахматовой и Мандельштама. Они живут в одно и то же время, бродят по одним и тем же улицам, принадлежат к одному и тому же литературному течению – акмеизму, но всё же Петербург в их творчестве – разный.
Петербург Мандельштама
Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий. В то же время в образе Петербурга присутствует и мотив имперский. У Мандельштама Петербург – чёрно-жёлтый (цвета императорского штандарта). В более позднем творчестве город Петра превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. В стихах 1921-1925 годов Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым ликом ("шоколадные, кирпичные, / Невысокие дома").
Петербург Ахматовой
Петербург в стихах Ахматовой – город любви. Она не посвящает стихов отдельным зданиям, как Мандельштам. Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви. Петербург в поэзии Ахматовой – фон, декорация, он помогает лирической героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению, катарсису. Слово "Ленинград" заменит имя Петербурга в "Реквиеме" – как звук и знак, враждебный лирической героине. И лишь в стихах военных лет обретёт другое звучание, овеянное мученичеством и героизмом.
Петербург Ахматовой и Мандельштама очень разный. Но при всем различии есть в отношении двух поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее стихийное состояние человека.
— Петербург — многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это — живой, глубоко чувствующий город.
Клим сказал:
— Вчера я подумал, что вы не любите его.
— Вчера я с ним поссорилась; ссориться — не значит не любить.
М. Горький, "Жизнь Клима Самгина"