Презентация - "Дорога чести князя Андрея Болконского"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 19.11.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Дорога чести князя Андрея Болконского"
Тема: «Дорога чести князя Андрея Болконского»
Дата 11.03.2019 урок литературы в 11 классе № 76,77
«Путь исканий Пьера Безухова «диалектики души» в изображении героя»
Проблемный вопрос: Будущее России в 19 веке
ЦЕЛЬ УРОКА
Продолжить работу над темой о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
.
Проблемные вопросы:
1. Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том,
«как жить, чтобы жить честно…»
2. Что думал великий мыслитель, патриот своей страны о судьбе героев и страны. Какой видел Л.Н.Толстой будущее России
Словарная работа.
ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь.
ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля).
ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО
ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы.
КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул.
АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси.
Честь ум рождает,
а бесчестие и последний отнимает.
(русская пословица)
Иди с Богом своей дорогой, твоя
дорога – это дорога чести.
Толстой Лев Николаевич. Война и мир. т. 3, ч. 2,гл. 16
Нравственный путь князя Болконского – это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни.
В. Е. Красовский
Опорные положения темы
«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».
Война 1805 г.
Начало единения с «мыслью народной»
Салон Шерер
Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную.
На государственной службе.
Встреча с Наташей -
идеалом «простоты, добра и правды».
1812 год
Единение с солдатским миром
Аустерлиц
Образ бесконечного неба.
Бал
Курагин
«О, подлая, бессердечная порода».
Смертельное ранение
Подвиг
батареи Тушина
Отрадное
Нравственное возрождение
Аудиенция у Аракчеева
Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! А вот этого, батюшка, вы могли мне и не говорить.
«Любовь- есть Бог и умереть- значит мне, частице любви, вернуться к вечному источнику,-» думает князь Андрей, чувствуя, что умирает.
Т.1.,Ч.1.,ГЛ.16.
Способность к духовной эволюции – черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрея Болконского.
Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать – вот нравственная доминанта романа «Война и мир».
Не прекращающая работа души,
вечный поиск – это печать избранности, признак одаренности, внутреннего благородства.
Начало самостоятельной жизни
Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца. До 20 лет он воспитывался за границей. Появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружения. Как и его друг Андрей Болконский, Пьер поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени.
Женитьба
Став после смерти отца одним из самых богатых людей, наследником титула, Пьер Безухов вновь подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям, в результате интриг князя Василия женившись на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине.
Дуэль
Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Понимание того, что он чуть не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.
Кризис
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивает он себя.
Масонство
Склонность к философским рассуждениям сводит Пьера Безухова с видным масоном Баздеевым и способствует увлечению масонством. Пьер Безухов начинает верить в возможность достижения совершенства, в братскую любовь между людьми.
Преобразования в деревнях
Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни.
Разочарование в масонстве
В 1808 году Пьер становится во главе петербургского масонства и постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках.
Любовь
Канун войны ознаменован для героя ясно осознанным им чувством глубокой любви к Наташе Ростовой, в разговоре с которой он проговаривается о своем чувстве. У Пьера нет надежды на взаимность, но он, тем не менее, счастлив.
В опустевшей и горящей Москве, где герой остается, чтобы убить злейшего врага своего и человечества, Наполеона, он становится свидетелем многих ужасов войны; пытаясь по возможности помогать людям (защищает женщину, спасает из огня ребенка), попадает в плен как «поджигатель». После расстрела пленных Пьер теряет веру в жизнь и в бога.
Плен
В плену для Пьера открывается новый мир и новый смысл существования: он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека.
Платон Каратаев
Там же герой встречается с Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира.
Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение.
Эпилог
Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.
В конце романа Пьер – организатор тайного политического общества, будущий декабрист.