Презентация - "Презентация к уроку музыки"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 02.11.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к уроку музыки"
Истоки русского театра восходят к народному творчеству, обрядовым действам и обрядовым праздникам.
Во второй половине 17 века были заложены основы русского профессионального театра.. Его возникновение принято относить к 1672 году, когда царю Алексею Михайловичу – гонителю народных потех и большому любителю пышных зрелищ и развлечений – был представлен первый спектакль придворного театра. На сцене « комедийной хоромины» в летней резиденции царя, в селе Преображенском под Москвой, был поставлен спектакль на библейскую тему « Эсфирь, или Артаксерксова действо», созданную пастором лютеранской церкви в Москве Иоганном Грегори.
В течении 10 часов «игрецы» рассказывали о красавице Эсфери ,спавшей свой народ от истребления. Пышные декорации костюмы из персидского шелка и гамбургского сукна, искусно выполненная мебель, световые эффекты, создаваемые с помощью сальных свечей, торжественная музыка, специально приобретенного органа призваны быть поразить воображение зрителей.
Музыка была неотъемлемой частью сценария. И хотя в спектакли были заняты в основном иностранные актеры, произносящие монологи на немецком языке, публика понимала сюжет спектакля.
Хорошо известный библейский сюжет и вставные комические сценки с участием дурацкой персоны, напоминавшей Петрушку, были понятны русской публике. Тем более, что под мудрым древним правителем подразумевался главный зритель спектакля – царь Алексей Михайлович.
Вслед за первой пьесой были поставлены и другие – « Иудифь», « Жалобная комедия об Адаме и Еве», « Темир-Аксаково действо».
Придворные спектакли ставили с большим размахом и роскошью,. так как они должны были отражать пышность и богатство царского двора. Костюмы шились из дорогих тканей. В спектаклях широко использовались музыка, пение и танцы. С помощью сценической техники применялись различные эффекты.
Первыми исполнителями пьес придворного театра были актёры из Немецкой слободы, но очень скоро был отдан приказ
« обучить комедийному строению» русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.
Путь первого профессионального театра был недолгим. Он прекратил свое существование после смерти царя-Алексея Михайловича в 1676 году. На смену « государевой потехи» пришел школьный театр..
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году на смену
« государевой потехе» пришёл школьный театр. Его зарождение было связано с именем Симеона Полоцкого (1629 – 1680)
Работая над богословскими книгами, монах параллельно создавал проект первой высшей школы «Привилегия на академию». В этой работе автор изложил свое представление о факультетах будущего учебного заведения, составил образовательную программу. Симеон считал, что помимо изучения иностранных языков студентам необходимо преподавать гражданские и духовные предметы, такие как диалектика, риторика, богословие и философия. При этом деятель настаивал, что двери академии должны быть открытыми для всех – независимо от положения в обществе и сословия. Высшую школу предполагалось разместить на территории Спасского монастыря.
По приказу царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше богов, халдеи-палачи должны были сжечь в « пещи» непокорных отроков, не пожелавших отказаться от веры христианской. Отроков в белых одеждах вводили в «пещь» и метали в них «плавучую траву», дававшую яркие вспышки пламени. Раздавался гром, и неожиданно сверху спускалась фигура ангела, вырезанная из кожи или пергамента. Поражённые свершившимся чудом, халдеи падали ниц, а отроки выходили из «пещи» и под песнопение уходили в алтарь.
Так придворный школьный театр в 17 веке положил начало развитию театрального искусства в России и во многом переопределил его будущее.
Музыкальная культура.
Своими истоками древнерусская музыкальная культура восходит к языческим традициям восточных славян, сложившимся за долго до принятия христианства.
Музыка сопровождала княжеские пиры и развлечения , официальные церемонии.
Музыкальный инструментарий древней Руси был значительно разнообразен.
Широко применялись гусли, сопели, свирели,флейта. В ратных походах использовались ударные и духовые: барабаны, бубны, трубы, трещотки. Они поддерживали дух воинов, во время сражений, снимали эмоциональное напряжение , вселяли уверенность в победе. Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струйный щипковый инструмент. На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в « Слово о полку Игореве» богатыри – Вольга и Добрыня Никитич ,Садко в Новгороде.
-С принятием христианства на Руси появились новые музыкальные жанры и формы, заимствованные из Византии. Отныне музыка развивалась под эгидой церкви и рассматривалась как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых. Основные принципы церковного песнопения были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение. В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесенное слово.
Но музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы. В конце 11 века в Новгорской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на вече, для принятия важных решений, оповещали о богослужении в церкви .Колокола созывали людей когда им грозила опасность, стихийные бедствия, война. Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу позволяющую исполнять целые музыкальные произведения.
Значение периода древнерусской музыки
Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:
Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон, впитавший в себя своеобразие национального характера.
Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.
Завершая разговор о художественной культуре средневековой Русси, подчеркиваем, что за более чем восьми вековой период она пережила времена взлетов и падений блистательного расцвета
и относительного застоя.
Вопросы и задания.
1.Каковы причины возникновения русского профессионального театра?
Какие пьесы и как ставились на сцене придворного и школьного театров второй половины 17 века?
2.Что вам известно из былин и других произведениях народного устного творчества об использовании музыкальных инструментов? Каким был музыкальный инструментарий Древней Руси?
Домашнее задание.
Подготовить сообщение.
Почему в древнерусском храмах не звучали музыкальные инструменты?