Презентация - "Презентация по литературе "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина 10класс"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 30.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина 10класс"
Александр Сергеевич Пушкин был поистине выдающейся личностью, он известен мировой общественности как прекрасный писатель и поэт. За свой творческий путь Пушкин создал потрясающие лирические и прозаические произведения.
Сочинения «Каменный гость» и «Пир во время чумы» входят в состав «Маленьких трагедий», которые были написаны в 1830 году, во время пребывания поэта в Болдине. Весь цикл состоит из четырех произведений:
«Скупой рыцарь»
«Моцарт и Сальери»
«Каменный гость»
«Пир во время чумы»
История создания трагедии «Каменный гость»
Анализируемое произведение было опубликовано спустя некоторое время после кончины писателя. Его напечатали в сборнике «Сто Русских Литераторов» спустя девять лет после его появления.
Дон Жуан (или Дон Гуан, как называет его Пушкин) — это архетипический герой многих произведений. Никто не мог найти на него управу, пока он не совершил из ряда вон выходящее злодеяние. Он убил командора и похитил его дочь. Рыцари решили наказать Жуана, раз уж власть бездействует. Они назначили ему свидание в церкви от имени красивой дамы. Ночью они пронзили его шпагой прямо перед памятником убитого им командора. А затем по городу разнесся слух о том, что сама статуя совершила акт правосудия. Сюжет пьесы «Каменный гость» был подсказан именно этой легендой. В ней рассказывается о неординарной личности Дон Жуана. Создавая свое произведение, Александр Сергеевич показал свое истолкование истории этого героя. В его версии Жуан пал жертвой своих нечестивых страстей: само провидение наказало его.
Жанр и направление
Свое произведение Александр Сергеевич создал в драматическом жанре. Листая страницы известного произведения, читатель понимает, что все содержание соответствует трагедии. В пьесе Александр Пушкин продемонстрировал конфликтные отношения между людьми, которые привели к смерти главного героя.
Направление творчества Пушкина — романтизм. Автор обращается к прошлому, вводит в сюжет мистические силы, а в роли главного героя выводит бунтаря-одиночку, бросившего вызов всему, что его окружало.
Композиция
Произведение «Каменный гость» включает в себя четыре сцены, каждая по-своему раскрывает характер главного персонажа.
Первая сцена — завязка и экспозиция. Мы узнаем о жизни главного героя все, что нужно для понимания сюжета.
Вторая и третья сцена — развитие сюжета. Герой проявляет свой характер наедине с Лаурой и приглашает статую к Доне Анне.
Четвертая сцена — кульминация. Анна соглашается на ухаживания Жуана, но статуя является и забирает любовника с собой.
Девушка также проявляет к Дон Гуану ответное чувства, она смогла его простить за убийство мужа. Однако несмотря на то, что главный персонаж почти добился своего, злой рок не забывает о его поступках. Большую роль в пьесе играет образ командора. Он взял на себя роль мстителя.
Читатель замечает, как лаконично автор описал все события, но при этом он смог создать объемные и интересные образы героев.
Краткое содержание
Дон Гуан тайно вернулся из ссылки. Король удалил его от двора в наказание за убийство командора. Но Гуан соскучился по женщинам своего края и сбежал. Ночью он направляется к любовнице — актрисе Лауре. Но по пути у монастыря видит донну Анну — красивую и молодую вдову командора. Он решает соблазнить ее.
У Лауры гостит брат командора. Там он случайно встречает Гуана и бросается на него с оружием. Тот убивает его.
В течение нескольких дней Гуан подстерегает Анну на кладбище. В конце концов, он заговаривает с ней и льстивыми речами уговаривает на свидание. Поставленная в тупик женщина соглашается, приглашает Гуана домой, но предупреждает, что не изменит покойному мужу. Мужчина ликует: знает он цену женскому отказу! Желая посмеяться, он приглашает памятник мужу посторожить двери Анны, когда у нее будет гостить любовник. Статуя кивает в ответ.
Вечером он является к Анне и открывает свое настоящее имя. Женщина укоряет его, но он настраивает ее на прощение и примирение. Она уже почти согласилась на ухаживания, но тут является памятник и железной хваткой тянет Гуана за собой в могилу.
Главные герои
Главным героем пьесы является Дон Гуан. Безусловно, это отрицательный герой, отличающийся безнравственностью, похотливостью, цинизмом, легкомыслием. Он не желает считаться с чувствами и переживаниями окружающих. Дон Гуан храбр, хорошо владеет оружием, но главное его достоинство — умение манипулировать людьми.
Совсем другой в произведении является девушка по имени Дона Анна. По натуре это очень рассудительная и благочестивая девушка, но «слабая сердцем». Она вышла замуж за командора без любви, ее заставила мать. Но муж был ревнивцем и часто запирал супругу дома одну. От этого Анна совсем не знакома со светом и его опасностями. Ее сердце ничего не знало, кроме тоски. Дон Гуан желал её завоевать и почти преуспел.
Любовницей персонажа является талантливая актриса Лаура. Она окружена славой и обожанием. Ей присущи те же качества и черты характера, что и Дон Гуану. Женщина цинична и недальновидна, она прожигает жизнь в утехах. Персонажи заботятся исключительно о собственном удовольствии.
У Доны Анны был супруг, который терпеть не мог Дон Гуана, зная его истинную натуру. У него было непреодолимое желание спасти свою супругу от него. Муж Доны Анны приходит к главному герою в облике статуи и убивает его. Интересно, что при жизни командор был мал и тщедушен, а после смерти ему поставили огромный памятник, который совсем на него не походил. Символично.
Основная идея
Финал книги интересен. При жизни командор не был силен и красив, зато обладал храбростью, твердостью и принципиальностью. Люди ценили и любили его за это, поэтому воздвигли ему огромный памятник, который превосходил свой прототип в силе. Именно поэтому статуя смогла победить Гуана и ввергнуть его в ад. Смысл пьесы «Каменный гость» состоит в том, что нравственные качества и законы всегда пересилят безнравственность и непорядочность. Цинизм и жестокость не окажутся безнаказанными, потому что они противоестественны и вредны.
Памятник воплотил в себе все те качества, которые противостояли Гуану. Они же и произнесли ему приговор. Развратника судили не люди, а высшие силы, воплощённые в памятнике тому, кто вел правильный образ жизни. Такова главная мысль пьесы «Каменный гость».
Чему учит
Пьеса «Каменный гость» учит нас тому, как важно сохранять порядочность и добродетель, даже если мир полон соблазна. Не зря брат командора упрекает красавицу Лауру в легкомыслии. Красота не вечна, и человек, который за свою праздную жизнь ничего иного не развил в себе, остается банкротом. Люди перестанут ценить его внешность, а большего у него нет. Поэтому нужно не предаваться сиюминутным увлечениям, а думать о будущем и строить жизнь более дальновидно.
Конечно, пьеса «Каменный гость» заставляет задуматься о том, что цинизм и жестокость всегда находят себе врагов. В вечных конфликтах человек не уцелеет. Поэтому не стоит идти против мира и людей, желая взять от жизни все и не считаясь с ценником. Рано или поздно такое поведение обернется расплатой.
Проблема
Проблематика пьесы «Каменный гость» не менее интересна:
В пьесе автор поднимает проблему безнаказанности и вседозволенности. Гуан не получал наказания за свои грехи, поэтому продолжал свои похождения. Король сквозь пальцы смотрел на поведение приближенного. Писатель критиковал это, поэтому в финале произведения статуя наказывает человека и убивает его. Она символизирует суд провидения.
Проблема цинизма. Герой не придает значения морали, его не останавливают законы нравственности, поэтому он без зазрения совести убивает человека.
Тематика
Тематика пьесы «Каменный гость» представлена в списке:
Безнравственный образ жизни — основная тема книги. Автор показал, к чему приводят легкомыслие и аморальность. Гуан бравировал своим цинизмом, нарушал все мыслимые законы и получил заслуженное наказание — кару от убитого и обманутого им человека.
Быстротечность жизни. Лаура пока гордится красотой и не пренебрегает кавалерами, однако брат командора предрекает ей одинокую и позорную старость.
Любовь и ревность. Чувство ревности может нести в себе разрушительную функцию. Но оно же может спасти добродетель, как в случае с Анной, которую муж охранял от светских праздников.
История создания трагедии «Пир во время чумы»
Свое известное произведение «Пир во время чумы» Александр Сергеевич создал в период Болдинской осени в 1830 году. Спустя два года пьесу опубликовали в альманахе «Альциона». Чтобы написать грандиозное произведение, Пушкин приступил к переводу отрывка поэмы «Город чумы», написанной Джоном Вильсоном. Здесь рассказывается об эпидемии, которая накрыла жителей Лондона. Известно, что данная поэма включает в себя двенадцать сцен и три акта. В произведении можно встретить много персонажей, главным из них является священник.
Когда Александр Сергеевич создавал произведение, в России свирепствовала эпидемия холеры. В связи с этими событиями у писателя не было возможности приехать в столицу к своей возлюбленной. Персонажи произведения Вильсона точно отражают настроение писателя в этот момент. Поэтому автор, вдохновившись прочитанной книгой и своей повседневностью, написал эту пьесу. Это вольный перевод части произведения Вильсона. Но благодаря мастерству поэта данный фрагмент приобрел самостоятельность и обрел свою собственную художественную ценность.
Жанр, направление, размер
Известно, что после кончины Александра Пушкина, цикл, состоящий из четырёх небольших отрывков, стал носить название «маленькие трагедии». Читатель осознает, что гибель персонажей произведения от страшной болезни является неизбежной. Перед нами трагическая пьеса, состоящая из одного явления.
Направление творчества автора — романтизм. Он обращается к прошлому, описывает реалии иной (экзотической для нас) страны, описывает трагический сюжет, окруженный мистическим ореолом. В центре повествования — герой-бунтарь, не нашедший общего языка с обществом.
Размер пьесы «Пир во время чумы» — четырехстопный хорей.
Композиция
Пьеса состоит из одного явления. В тексте есть две песни, обладающие относительной самостоятельностью в общем контексте. В пьесе сохранено единство времени, места и действия.
Произведение является переводом фрагмента из поэмы, так что нет ничего удивительного в таком композиционном решении.
Краткое содержание
Жители пораженного чумой города собрались на пир. Уже год в их домах свирепствует мор. Они уже отчаялись спастись и пренебрегают мерами защиты. Они собрались за одним столом, пьют вино и провозглашают тосты. Мери поет грустную песню о смерти девушки и ее разлуке с возлюбленным. Председатель поет шутливый гимн чуме и возвышает уникальный опыт жителей в борьбе с нею. Мимо проезжает тележка с трупами.
Вдруг появляется старый священник и призывает всех разойтись. Он осуждает пир на похоронах и не хочет, чтобы покой усопших тревожили веселые песни, которые неуместны в такой час. Люди возражают, что хотят веселья хотя бы напоследок, если жить нормально им уже не доведется. Священник упрекает председателя в том, что недавно он схоронил мать, а теперь уже не горюет. Председатель сказал, что они навек разлучены с матерью, она не вытащит его отсюда, и он просит не упоминать о ней более. Слова священника больно ранили его, поэтому он остается мрачным после его ухода.
Главные герои
Главным героем анализируемого произведения является председатель пира. Это довольно храбрый человек, он не боится встретиться с опасностью. Герой даже получает некоторое удовольствие от существования страшной болезни, он сочиняет ей гимн. Однако мысли о потере жены и матери больно ранят его. В алкоголе и веселье он лишь пытается утопить тоску.
Вальсингама - священник. Его образ символизирует суровое благочестие и безграничную веру. Он оказывает моральную помощь людям, потерявшим родных и близких. Правда, его слова лишь нагнетают обстановку и погружают всех в уныние. Молитва для него представляет собой лучший способ противостояния смерти.
Образ «молодого человека» олицетворяет большую силу и энергию. Этот жизнерадостный парень хочет повеселиться напоследок.
Автор противопоставил двух пирующих женщин. Мери чувствует безграничную тоску и бессилие, и все же она жалеет и поддерживает каждого. Луиза бравирует жестокими упреками, однако её сильно пугает вид телеги с мёртвыми людьми. Очевидно, для Луизы ее жестокость — лишь маска, скрывающая слабость.
Темы
В своем знаменитом произведении автор поднимает тему страха смерти. Александр Пушкин демонстрирует различные типы поведения людей в условиях эпидемии. Так, одним абсолютно все равно на происходящие события — они не замечают никакой болезни и живут полноценной жизнью, развлекаются, пируют. Однако они все же увидели лицо смерти, когда телега с покойниками проехала мимо них. Каждый боится будущего, но реагирует на этот страх по-своему.
Также автор затронул тему благочестия. Другая часть людей предпочитает молиться, тем самым они находят утешение. Они покорно принимают волю Бога, в том числе и смерть.
Тема отзывчивости тоже имеет свое место в тексте. Третью группу людей составляют те, которые открыто выражают свое горе, но все же находят в себе силы поддержать остальных. Песни им помогают пережить все лишения и горечь разлуки. Именно по такому пути пошла девушка по имени Мери.
Остальные смогли победить страх смерти благодаря невероятной силе духа. Таким оказался Вальсингам. По мнению таких людей, от этого страха можно получить удовольствие, ведь победа подразумевает залог бессмертия. Можно заметить, что в финале произведения каждый персонаж продолжает придерживаться своих принципов. Один только Вальсингам унывает, вспоминая родных и осознавая горечь утраты.
Проблемы
Отчаяние. Все сидящие за столом уже отчаялись и смирились с тем, что смерть неминуема. Поэтому они никак не стараются уберечься от мора. Но свои последние мгновения они хотят наполнить радостью, чего бы это ни стоило.
Противостояние жизни и смерти. Герои из последних сил тянутся к жизни — общению, любви, творчеству. Но священник встает на сторону смерти, ставя права мертвых выше прав живых. Он желает, чтобы последние часы люди провели в горе, одиночестве, тоске по усопшим. Листая страницы известного произведения, читатель понимает, что идейный конфликт не перерождается в прямое противостояние, ведь каждый персонаж остаётся при своём мнении, и все расходятся.
Отцы и дети. Старик диктует молодым, как им жить и умирать. Но он-то уже пожил, ему нечего сказать и спеть за этим столом, потому что он внутренне готов к смерти и не так привязан к жизни. А молодежь жаждет хотя бы что-то получить от последних мгновений, ведь интуитивно понимает - второго шанса не будет.
Малодушие. Луиза настолько подавлена, что срывает свою злость на других и так маскирует свою слабость. Человек показывает свою настоящую сущность в сложной критической ситуации, одной из которых может быть угроза смерти. Лишь сильные духом люди способны сохранить истинные человеческие качества и доброту.
Основная идея
Трактовать произведение можно несколькими способами.
Главная мысль пьесы «Пир во время чумы» — это противостояние жажды жизни и идеологии смерти.
Можно найти в пьесе «Пир во время чумы» и иной смысл: в критической ситуации люди забывают о благочестии и важных ценностях, теряют себя и маскируют эту утрату пиром. Они предаются отчаянию и слабости. И даже память о любимых не может их вернуть в норму, потому что их
душа сломлена обстоятельствами. Именно таким мы видим главного героя, который похвалялся удовольствием от борьбы с чумой, а в финале бредил о жене и тосковал о матери, благодаря священника за попытки себя спасти.
Чему учит
Произведение «Пир во время чумы» является очень поучительным. Пушкин призывает каждого никогда не терять надежду, не стоит поддаваться страху. Не нужно забывать, что вера всегда помогает преодолеть трудности. И даже не важно, что это за вера: в любовь, как у Мери, в себя, как у председателя, или в Бога, как у священника. Все герои как-то выжили и выстояли в неравной борьбе с эпидемией, и каждому из них помогает самостоятельно выбранный курс.
Но пьеса «Пир во время чумы» заставляет задуматься о том, что вера должна давать опору, а не стыд, горе или упрек.