Презентация - "Презентация "В добровольном изгнании...(жены декабристов)""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 15.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "В добровольном изгнании...(жены декабристов)""
«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- современник декабристок, поэт П.А.Вяземский.
Екатерина Ивановна Трубецкая
Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью французского эмигранта И.С. Лаваля, приехавшего в Россию в начале французской революции, и А.Г. Козицкой, происходившей из богатого купеческого рода. Эта выросшая в роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем-декабристом С.П.Трубецким. Всего двух лет не дожила Е.И. Трубецкая до амнистии и возвращения в Россию. В 1854 году она скончалась в Иркутске на руках мужа после долгой болезни и была похоронена в иркутском Знаменском монастыре.
Мария Николаевна Волконская
Вслед за Трубецкой из дома Волконских на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская. В Сибирь ее привело скорее чувство долга, нежели любовь, что делало ее путь более тяжелым, чем у других декабристок. Щеголев называл ее “неукротимой, боевой натурой”, подчеркивал ее “любовь к жизни, которую она брала с бою”. В то же время она была тщеславна, любила внешний блеск, развлечения.
Александра Григорьевна Муравьева
Александра Григорьевна Муравьева (урожденная Чернышева) происходила из знатной и богатой семьи Чернышевых. В 1822 году она выходит замуж за Никиту Михайловича Муравьева, принадлежавшего к высокопоставленной и просвещенной семье Муравьевых.
Она отправляется в Сибирь через день после Волконской. А.С.Пушкин направил с нею в Сибирь два послания: одно — декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое — лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И.Пущину.
И вслед за ними одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов: Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.И.Давыдова, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская и А.В.Розен. Среди этих замечательных женщин, к примеру, были еще две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И.А.Анненкова, Камилла Ле-Дантю — за В.П.Ивашева.
Нарышкина Елизавета Петровна
Елизавета Петровна Нарышкина (урожденная графиня Коновницына) происходила из прославленного дворянского рода. В мае 1827 года Е.П. Нарышкина приезжает в Читу. Елизавета Петровна втягивается в жизнь колонии декабристок. Учится вести хозяйство, ходит на свидания с мужем 2 раза в неделю. Бывали и непредусмотренные законом встречи. Елизавета Петровна приносила стул, садилась и разговаривала с мужем и его товарищами. По вечерам она писала десятки писем родственникам заключенных в Россию.
Фонвизина Наталья Дмитриевна
Наталья Дмитриевна (1803/05 —1869).
Родилась в дворянской семье. Отец - Дмитрий Акимович Апухтин, мать - Марья Павловна Фонвизина.
Жена М.А.Фонвизина, последовала за мужем в Сибирь.
Давыдова Александра Ивановна
Александра Ивановна(1802 - 1895.
Последовала в 1828 за мужем в Сибирь.
Мемуаристы единодушно отмечают «необыкновенную кротость нрава, всегда ровное расположение духа и смирение» Александры Ивановны. После смерти В.Л. Давыдова его семья с высочайшего разрешения, последовавшего 14 февраля 1856, возвратилась в Европейскую Россию.
По манифесту в 1856 дети были восстановлены в правах дворянства, а тем из них, которые при определении в учебные заведения названы по имени отца, возвращена фамилия.
Юшневская Мария Казимировна
Мария Казимировна (1790 - 1863), дочь Казимира Павловича Круликовского, комиссионера при молдавской армии.
С 1812 года - жена А.П. Юшневского, последовала за мужем в Сибирь.
Письмом на имя А.X. Бенкендорфа она просила о разрешении следовать за мужем в Сибирь. После смерти А.П. Юшневского генерал-губернатор Восточной Сибири В.Я. Руперт вошел с представлением о разрешении Юшневской возвратиться в принадлежавшее ей имение в Киевской губернии, но в этом было отказано, разрешено вернуться только по докладу 1855 с установлением за нею секретного надзора.
Ентальцева Александра Васильевна
Александра Васильевна (1790 - 1858), жена Ентальцева А.В., приехала за мужем в Читинский острог в мае 1827, после его смерти ей была запрещено покинуть Сибирь, она осталась в Ялуторовске. По возвращении в Европейскую Россию после манифеста об амнистии 1856 года, жила в Москве, где и умерла.
Розен Анна Васильевна
Анна Васильевна (1797-1883).
Из дворянской семьи. Отец - директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский, мать - Софья Андреевна Самборская (дочь известного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского).
Жена А.Е. Розена, последовала за мужем в Сибирь, прибыла к мужу в деревню Ононский Бор близ Верхнеудинска.
По амнистии 1856 года детям возвращена фамилия и титул отца.
Анненкова Прасковья Егоровна
Полина Гебль
Прасковья Егоровна (1800-1876), жена И.А. Анненкова, француженка, последовавшая за Анненковым в Сибирь и обвенчавшаяся 4 апреля 1828 с ним в Чите.
Родилась в Лотарингии, в замке Шампаньи, в семье офицера. Настоящие имя и фамилия - Жаннета Поль. После амнистии 1856 г. возвращается с мужем в европейскую Россию.
Носила крест и браслет, сделанные из кандалов мужа Бестужевым.
Ивашева Камилла Петровна
Ле Дантю
Камилла Петровна(1808 - 1839), жена В.П. Ивашева, прибывшая за ним в Петровский завод.
Француженка. Дочь гувернантки из семьи Ивашевых. Была тайно влюблена в будущего мужа, но смогла открыть чувства только после его осуждения. Умерла во время родов дочери Елизаветы (умершей вместе с матерью).
Вывод:
Жены декабристов разделили участь своих мужей, совершив своеобразный женский подвиг. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку – подвиг не только во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.
У каждой из них судьбы по-своему счастливы и трагичны. Каждой нелегко было оставить свою жизнь, иногда и детей, чтобы уехать за мужем.
Все это говорит о следовании традиционным ценностям и представлениям о святости брака.
Так даже возникло выражение «Жена декабриста» которое употребляется в значении: верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его.