Презентация - "Презентация к мастер-классу "Частушка""
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 29.08.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к мастер-классу "Частушка""
•Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.
•Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.
•Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
•Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
•Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.
Вид аккомпанемента
Под балалайку
Под рожок или бубен
Под гармонь или баян
Без музыкального
сопровождения
ЛИРИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
16- 18 СЛОГОВ
УКОРОЧЕННАЯ
4-5 СЛОГОВ
Эх топну ногой,
Да притопну другой,
Чтобы милый был хорош
На гулянице со мной.
Четыре стиха частушки могут рифмоваться попарно:
Я миленочка жалею,
Вспомянуть дома не смею;
Где уж, где уж вспомянуть —
Боюсь в окошечко взглянуть.
перекрестная рифмовка (рифмуются отдельно нечетные и четные строки, или одни четные)
Как бы не было погоды
Не летал бы белый снег.
Кабы не было любимки
Не ходил гулять бы ввек.
кольцевая (охватная) рифмовка, рифмовка трех (например: первой, второй и четвертой) строк, рифмовка всех строк частушки:
Славушку наносят.
Говорят пустое!
Бабы всяко наплетут,
Поговорят да бросят.
Уж завлечь-то завлеку,
Пускай ходит за реку, —
По льду-снегу, по насту:
Пусть походит попусту.
Меня милый провожал
У меня платочек взял. Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.
внутренняя рифма, часто связанная с звукописью, а также единоначатие строк.
Тучки в кучке, тучки в кучке,
Посередке облачок.
Кто же, кто же это и́де —
На распашку пиджачок?
Чтобы шали не слетали,
Чтобы кисти не сплелись,
Чтобы люди не слыхали,
Что мы с милым обнялись.
Первые две строки могут говорить о действии, третья и четвертая — о реакции на него:
Дроля двери отворяет,
Шарфик белый в переплет.
Мы с подружкой рассмеялись,
Кого ждали, тот идет.
Третья и четвертая строки нередко детализируют первые две, имеющие характер завязки:
Я сидела у окошка,
Вижу: миленький прошел—
На руках больша тальянка,
На беседушку пошел.
Принцип деления частушки на две части, первая из которых зачинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь, — основной принцип композиции текста.
С неба звездочка упала,
Улетела за леса;
Вся любовь моя пропала, —
Ушел милый от меня.