Презентация - ""Мальденштам. Жизнь и творчество.""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 22.08.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему ""Мальденштам. Жизнь и творчество.""
О.Э. Мандельштам.
Жизнь и творчество
Вот уже четверть века, как я, мешая
важное с пустяками, наплываю на
русскую поэзию, но вскоре стихи мои
сольются с ней, кое-что изменив в ее
строении и составе.
О.Мандельштам.1937г.
1891 г.
Родился в Варшаве
1900-1907гг.
Тенишевское училище
«Мальчики девятьсот пятого года
шли в революцию с тем же чувством,
с каким Николенька Ростов шел в гусары:
то был вопрос влюбленности и чести»
Сближение с эсерами.
1907-1908гг.
слушал лекции в Париже
1909-1910 гг.
учился в Гейдельбергском
университете
1911-1917 гг.
Петербургский университет,
курс романской филологии
1910 г.
Публикация стихотворений
в журнале «Аполлон»
Сквозная тема – хрупкость
здешнего мира и человека
перед лицом непонятной
вечности и судьбы.
1911г.
знакомство с Н. Гумилевым
А. Ахматовой.
Статья
«Утро акмеизма»
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
1909
** *
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
«Для Мандельштама мысль о слиянии всех культур в «в одно широкое и
братское лазорье» принципиальна. Это позиция, в которой проявляет себя его
«всемирная отзывчивость. В искусстве он видел связующую нить времен и
строительный материал будущей духовности.»
А.Б. Ботникова
Худ. Голлербах
1930-е гг.
Поэзия вызова.
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет
1934 -1937 гг.
ссылка в г. Воронеж
1936г.
приезд А. Ахматовой
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
«Воронежские тетради»
Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте,
А небо, небо - твой Буонаротти...
Апрель 1935
«Поэзия – плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени,
его чернозем, оказываются сверху. Но бывают такие эпохи, когда
человечество, не довольствуясь сегодняшним днем, тоскуя по глубинным
слоям времени, как пахарь, жаждет целены времен. Революция в искусстве
неизбежно приводит к классицизму».
ст.«Слово и культура»,1921
2008 г.
В Воронеже
открыт памятник
О. Мандельштаму.
Автор памятника –
известный московский
скульптор Лазарь Гадаев.