Презентация - "Презентация «Путешествие к братьям Деда Мороза»"
- Презентации / Другие презентации
- 5
- 28.07.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация «Путешествие к братьям Деда Мороза»"
Дед Мороз
Образ фольклорного Мороза, Карачуна, Трескунца, который считался языческим символом холода и зимы, в литературе впервые описал в 1840 году писатель Владимир Одоевский. Он издал сборник «Сказки дедушки Иринея», в котором одним из главных героев был Мороз Иванович. Старик жил в ледяном доме и спал на перине из пушистого снега. Подарки он не дарил, а серебряными пятачками награждал исключительно за службу. В поэме Николая Некрасова «Мороз — Красный нос» Мороз также был повелителем ледяного холода и пурги. Обходя свои владения, он любил хвастаться своей силой перед людьми. В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз тоже — властный и жестокий старик. Поэтому поначалу имя Деда Мороза никак не связывали ни с Рождеством, ни с Новым годом. Образ сказочного волшебника, дарящего детям подарки, был создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей праздничные ёлки. Торжественный детский новогодний утренник провели в Харькове. На праздник Дед Мороз пришел со своей помощницей внучкой Снегурочкой. На роль Деда Мороза взяли актера одного из харьковских театров, а на роль Снегурочки — девочку из одного из кружков Дворца пионеров.
Кыш Бабай
В Татарстане героем новогодних праздников считают Кыш Бабая. Это не традиционный Дед Мороз, а самобытный сказочный татарский персонаж, герой тюркской мифологии — зимнее божество Тенгри, которое родилось в ночь с 21 декабря на 22. Именно в этот день тюркские народы праздновали Новый год. Торжество длилось несколько дней и заканчивалось только 1 января, в праздник Нардуган. Во время празднования Кыш Бабая сопровождали дочка Кар Кызы и его верные друзья Кар Малай и Кар Эби, а также добрые дух леса Шурале и дух воды Су Анасы. У Кыш Бабая есть своя резиденция в еловом лесу на берегу реки Ия, в 60 километрах от города Казани в селе Яна Кырлай.
Ямал Ири
Главный зимний волшебник Ямало-Ненецкого автономного округа — Ямал Ири. Этот сказочный персонаж воплотил в себе лучшие качества коренных народов Севера и носит исключительно национальную одежду и подпоясывается стильным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Кроме чудесного посоха, у него есть волшебный бубен из оленьей шкуры, звуки которого отгоняют злых духов. Живет северный волшебник в поселке Горнокнязевск (15 километров от Салехарда). Его верный друг и спутник — не Снегурочка, как принято, а собаки хаски.
Тол Бабай
Удмуртского Тол Бабая считают родственником алангасаров — великанов, которые жили на прикамских просторах еще до появления людей. Великан знает язык птиц и зверей, а также ему все известно о целебных свойствах растений. За сотни лет он изменил свой облик и приходит зимой к людям в образе мудрого Старца. Сначала он жил в деревне Титово, а после того, как там от наплыва гостей стало слишком тесно, он переехал в село Шаркан.
Йушто Кугыза
Марийский Дед Мороз живет вместе со своей внучкой Лумудыр в селе Кукнур, Сернурского района, Республики Марий Эл. На языке народа мари его имя означает «Холодный дедушка». Как утверждает историк, краевед, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Йушто Кугыза раньше жил в большом каменном доме. Вместе с волшебником проживали его жена Йушто Кува, сын Поран и дочь Теле. Внешне Йушто Кугыза напоминает традиционного Деда Мороза. У него большая белая борода, длинный теплый белоснежный тулуп и рукавицы, украшенные национальным марийским орнаментом, меховая шапка с белым верхом и волшебный посох из дерева. Подпоясан он красным кушаком.
Уэс Дадэ
Кабардино-балкарского Деда Мороза зовут Уэс Дадэ (дадэ — значит «дедушка»). Вместо халата у кавказского старца — национальный костюм, посох ему заменяет традиционный для горца кинжал, а оленей — верный конь. За неделю до праздника Уэс Дадэ спускается с гор, чтобы поздравить жителей республики и вручить детям подарки.
Паккайне
Карельского Деда Мороза зовут Паккайне. Он вовсе не выглядит как дедушка. По легенде, это добрый молодец, который родился 1 декабря, в сильный мороз, когда его родители-купцы возвращались с ярмарки. Он рос не по дням, а по часам, и к концу своей первой зимы превратился в статного юношу и занялся торговлей. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. Когда становилось ему скучно, он отравлялся путешествовать.
Чысхаан
Сказочного персонажа в Якутии называют Чысхаан. Он выглядит как старец с длинной бородой. Современный образ якутского повелителя холода появился в 1990-х годах. Статуэтку Чысхаана создал на республиканском конкурсе «Создание символа Полюса Холода» житель Оймяконского района Семен Сивцев, а костюм современного Чысхаана создала в 2002 году якутский модельер Августина Филиппова. Он состоит из кафтана и нагрудника, украшенных традиционными эвенкийскими и якутскими орнаментами, а также шапки с огромными рогами.
Эхээ Дыыл
Якутский Дед Мороз — Эхээ Дьыл — живет в районе поселка Оймякон, где температура зимой опускается до -71 градуса по Цельсию. Вместе с ним живет его жена Кыхын Хотун, которая ведает зимним временем, и три дочери Саасчана, Сайыына и Кyхyyнэй. Они распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. В помощниках у Эхээ Дыыл — старшая внучка Хаарчаана, покровительница снега. Есть у волшебника еще и питомец — огромный и сильный бык. Осенью он выходит из океана и начинает отращивать рога. Согласно поверью, чем длиннее вырастут рога у быка — тем сильнее будет мороз в Якутии.
Саган Убген (Сагаан Убугун) — бурятский зимний волшебник. По преданиям, он уже родился стариком — такое наказание выбрали волшебники для его матери, которая отказалась дать им попить воды. Главный волшебник Бурятии живет в резиденции, расположенной в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Уде. Бурятского Деда Мороза легко отличить от других волшебников-дарителей по посоху. Он у него с головой дракона, а его белая шуба и меховая шапка украшены национальным бурятским орнаментом.
Якшамо Атя
Мордовский Дед Мороз Якшамо Атя живет в резиденции в селе Кивать Кузоватовского района. Гостей он встречает в кафтане с мордовским орнаментом, белой рубахе, с посохом с рогатиной на конце.
Хель Мучи
Чувашский Дед Мороз — самый музыкальный зимний волшебник. Он играет на древних народных инструментах и сам их делает. У Хель Мучи также есть сундук, исполняющий желания, говорящий самовар. Помощницей у дедушки служит Юр Пике (Снегурочка).
Соок Ирей
В Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Он пришел из тувинской «Легенды о сотворении мира». Он одевается в одежду синего и белого цвета, такого же, как снег и лед, а спутницей и помощницей зимнего волшебника является Тугэни Энекэн (Матушка-Зима).
Кöдзыд Пöль
В республике Коми доброго волшебника зовут Кöдзыд Пöль. Он живет в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб. Коллега Деда Мороза одет не в тулуп, а в короткую куртку, почти как у финского Йоулупукки, на голове у него небольшая шапочка, а борода разделена на несколько завитых частей.
Артхурон
Осетинский Дед Мороз - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как "Огонь Солнцевич".
Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
Когда своим новогодним Дедом осетины считали божество огня Артхурона, что значит Огонь Солнцевич, то для него пекли пироги, есть которые могли только члены семьи, угощать ими кого-либо постороннего было нежелательно. На рассвете каждая семья разжигала огонь. Молодежь обходила костры с песней «Сой-Сой». На столе центральное место занимал артхурон – пирог, символизирующий солнце.
Самый удачливый из семьи обходил хлева и задавал корм скотине, а глава семьи поручал их Фосы Фалвара (покровителю мелкого скота), просил Тутыра (пастуха волков) уберечь их от серых хищников, увеличить поголовье. На рассвете вновь разжигали костры. Соседи, односельчане шли друг к другу с поздравлениями.
Урал Мороз – зимний волшебник-даритель с Урала. Он единственный родственник главного Деда Мороза России и доводится ему младшим братом. Резиденция уральского волшебника находится в Парке Сказов в поселке Арамиль, недалеко от Екатеринбурга. Здесь он вместе со своей женой Весной Красной, тремя сыновьями и дочкой Капелью принимает гостей и поздравляет с праздниками. Проживают сказочные герои во дворце-тереме. Свой День рождения Урал Мороз отмечает в первый день зимы, 1 декабря. Хотя, и летом здесь тоже не скучают, устраивают квесты и фестиваль «Урал Мороз и лето», где вместо снега — белая пена.
Байкальский Дед Мороз
Внешностью Байкальский Дед Мороз — почти как его побратим из Великого Устюга. Только нарядами они разнятся. Шуба байкальского повелителя зимы белая и яркая, как иней на морозе. По ней узоры сказочные сине-бирюзовые, словно лед байкальский.
Оторочена мехом пушистым белым, как сугробы таёжные. На плечах накидка — тоже белая и меховая. Шаровары бирюзовые в сапоги белые он заправляет. На руках рукавицы — шубе под стать. На голове Байкальский снежный волшебник носит шапку островерхую, словно шлем богатыря сказочного. А борода белоснежная кучерявая, как буруны на Байкале во время баргузина. Ростом не велик, но телом крепок и волшебством силён. Посохом Дед Мороз байкальский не пользуется, потому что летает он по просторам байкальским ветром морозным.