Презентация - "Презентация к уроку ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 5-м классе «Искусство народной вышивки»"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 24.07.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к уроку ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 5-м классе «Искусство народной вышивки»"
Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Издавна на Руси для обозначения этого рукоделия использовали такие слова, как письмо, шитьё.
Узор не вышивали, а чеканили, писали, точили.
Слово орнамент — латинское, обозначает украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Слово узор произошло от слов узы, узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.
Развитие вышивания в России – искусство древнее. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.Это свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.
О появлении вышивки
Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.
Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке.
Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.
Из поколения в поколение
В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.
XVIII-XIX вв. В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.
В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам.
Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.
Вышивка в XVII-XIX веках
По названию губернии называют и типы вышивок — владимирский шов, московский шов и др. Свои особенности в вышивке создали Олонецкая, Нижегородская, Псковская и др. губернии. Особый национальных колорит сохранили мордовские, марийские, угорские и др. народы. Конец XIX-начало XX вв.
В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу.
Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.
Появлялись специализированные школы и земские училища в местах развития вышивальных мастерских. В Москве при музее народных промыслов действовали такие курсы.
Типы вышивок
Крестецкий район Новгородской области знаменит изделиями из белого полотна, украшенными белой ажурной вышивкой. Ее называют крестецкая белая строчка
Крестецкий промысел выпускает покрывала, белоснежное столовое и постельное белье, дорожки, декоративные полотенца, женское и детское белье
Крестецкая вышивка
В г. Торжке Тверской области создают уникальные произведения вышивального искусства - золотое шитье. Глухие свободные односторонние швы выполняют на лицевой стороне бархата, сукна или замши.
Золотое шитье
Особое место в русской вышивке занимает белая и цветная гладь Владимирской области.
Вышивка Владимирской области отличается от вышивок других русских областей растительным характером узора, выполняемым гладью.
Гладь
Народные мастера поселка Мстера издавна славились белой гладьевой вышивкой. Мастерицы Мстеры вышивают белой мстерской гладью на тонких белых тканях: маркизете, креп - жоржете, батисте.
Здесь в основном распространены два вида гладьевых вышивок: белая и цветная гладь - "владимирский шов".
Мстёра
Несколько лет назад была предпринята попытка возрождения старинной псковской вышивки. В результате получилась интересная коллекция копий с музейных экспонатов. Учитывая этот опыт, можно говорить о возможности возрождения традиционной псковской вышивки.
Псковская вышивка