Презентация - "Презентация по ИЗО/МХК "Титаны Возрождения""
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 08.06.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по ИЗО/МХК "Титаны Возрождения""
Титаны и шедевры культуры эпохи Возрождения
Цель: познакомиться с титанами и шедеврами культуры эпохи Возрождения.
Задачи:
Изучить творчество Леонардо да Винчи – гения эпохи Возрождения;
Познакомиться с творчеством Рафаэля Санти – мастера высокой реальности;
Познакомиться с творчеством Микеланджело, как движущей силой эпохи;
Изучить творчество Тициана – величайшего живописца эпохи Возрождения .
Разработала:
Учитель ИЗО
МБОУ СОШ № 84 г. Воронеж
Пророк Александра Владимировна
Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) от re|ri – «снова» и nasci – «рожденный» - эпоха, имеющая мировое значение в истории европейской культуры. Сам термин Возрождение впервые был употреблен известным культурным деятелем Джорджо Вазари (1512 -1574). Под Возрождением он рассматривал период итальянского искусства с 1250 по 1550гг., характерной чертой которого являлось возрождение античной культуры.
В научный оборот данный термин был введен французским историком Жюлем Мишле (1798-1874) лишь в середине XIX века. Именно с этого момента под эпохой Возрождения стал пониматься исторический период расцвета итальянской культуры XIV – XVIвв.
Основные периоды эпохи Возрождения
Проторенессанс — 2-я половина XIII в.-XIV в.
Раннее Возрождение — начало XV-конец XV в.
Высокое Возрождение — конец XV-первые 20 лет XVI в.
Позднее Возрождение — середина XVI-90-е годы XVI в.
Леонардо да Винчи - гений эпохи Возрождения(1452 – 1519)
Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. Родился в селении Анкиано, неподалеку от городка Винчи.
Основоположник эпохи Высокого Возрождения. Его творчество оказало огромное влияние на развитие всей культуры, а его всеобъемлющая деятельность открывает нам гениальные прозрения в области науки и техники.
Искусство Леонардо да Винчи было средством познания мира. Его наброски во многом похожи на чертежи, но в тоже время это произведения искусства. Этот гений был воплощением нового человека искусства – ученого мыслителя с широчайшим взглядом на мир и многогранностью таланта.
Он оставил после себя огромное наследие из семи тысяч дневников и манускриптов, особое место в которых отводилось человеческому телу.
Особенности и новаторство живописи Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи разработал эффект сфумато, что позволило достичь размытия границ предметов и человеческих границ, создавая эффект окутывания воздухом. Такой эффект позволял создавать объемность образу.
Еще одной особенностью его ранних работ является то, что художник наделял своих персонажей едва заметной улыбкой, что придавало им некую загадочность.
Для его работ характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела.
«Мадонна с цветком» 1478—1480
Одна из самых ранних работ мастера уже отличавшихся по манере написания: углубленность характеристик и обобщенность форм, тонкая моделировка боковым светом.
Уже в этой работе поражают естественность и пластичность движения фигур. Выступающие образы на темном фоне стены и открытое окно с чистым небом создают ощущение их связи с природой и необъятным миром, центром которого является человек.
«Тайная вечеря» 1495 – 1497гг
Была написана для монастыря Санта Мария в Милане. Художник отступил от традиционного чтения евангелия и привнес в работу новшество, которое выразилось в нестандартной композиции и общем содержании картины, что позволило наиболее полно передать всю глубину человеческих чувств и переживаний.
Разнообразие в эмоциональном характере и движениях композиция поражает своей сдержанностью и единством. Монументальные образы и масштаб картины передают всю значимость изображения.
Для создания фрески «Тайная вечеря» стремясь лучше передать светотени, мастер использовал различные эксперименты с красками, отойдя от обще используемой темперы и масла. Это привело к тому, что работа стала быстро портиться и уже пережила немало реставраций.
«Мона Лиза» 1503—1519
Женский образ поражает своей пластичностью, замкнутостью силуэта и величием фигуры молодой женщины, которая господствует над удаленным в дымке пейзажем.
Характер и интеллект женского образа гармонирует с полуфантастическим пейзажем. В ее выражении лица читается спокойствие и умиротворенность, которые подчеркиваются едва уловимой улыбкой и проницательным взглядом.
Именно едва уловимая улыбка станет впоследствии главным достоинством этого портрета.
Используя прием сфумато Леонардо придает мягкость и спокойствие картине. Используя свинцовые белила и тонкие слои масляной краски, художник усиливает ощущение глубины образа.
Рафаэль Санти – мастер высокой реальности
Рафаэль Санти (1483 - 1520) – младший современник Леонардо да Винчи, который объединил в своих работах античность и христианство, как представление о самых возвышенных идеях гуманизма.
В его творчестве получили решение две важнейшие проблемы искусства: изображение пластического человеческого тела полного духовности и гармонии внутреннего мира и многофигурность композиций.
Всю свою недолгую творческую жизнь находился в поиске идеального женского образа
«Сикстинская Мадонна»
(1515 - 1519)
Величавый образ, отличавшийся от предыдущих – светлых и полных лиризма.
Раздвинутые сверху занавесы открывают нам легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд передает всю печаль переживаний о судьбе ее сына. Слева и справа образы святых, которые восторженно встречают Марию. Снизу расположены ангелы, смотрящие вверх и тем самым возвращая наш взор на Мадонну.
Картина отличается безупречным равновесием и гармонией, тонкими линиями очертаний, естественностью и свободой движения. Идеальные черты женского образа и душевной чистоты придают работе неповторимость.
«Афинская школа» 1510—1511
Эта работа прославляла разум и торжество прекрасного и сильного человека, античность и философию. На картине изображены философы античности, среди которых такие великие как Платон и Аристотель, Пифагор и Эвклид. На этой картина в самом углу художник изобразил и самого себя. Картина отличается высоким духовным подъемом и глубокой мыслью. А искусно изображенная архитектура только лишь подчеркивает и усиливает всю значимость философской мысли.
«Изгнание Элиодора»
1511-1512
Отличается драматизмом и намеком на события современности. Изгнание грабителя небесного храма всадником передано стремительным динамизмом движения за счет использования светового эффекта. Среди взирающей толпы изображен и папа Юлий II, это был тонкий намек на изгнание из Папской области французских войск.
«Станцы Рафаэля» 1508—1517
Помещения в папском дворе в Риме, сравнительно небольших размеров приблизительно 6*10 м. Рафаэлю предстояло расписать стены этих комнат фресками. Всего им было расписано три комнаты.
«Станца делла Сеньятура» - первая комната, стены которой Рафаэль украсил роскошными аллегорическими изображениями богословия, философии, юриспруденции.,
«Станца ди Элеодоро» - сюжеты для росписи стен данной комнаты были навеяны политическими событиями, происходившими в то время в стране. Это был цикл фресок рассказывающих о защите, которую может дать Господь через христианскую веру и церковь.
«Станца дель Инчендио ди Борго» -Данная комната была трапезной, и сюжеты для фресок отражали реальные события. Наиболее значимой из них была фреска «Пожар в Борго», ее сюжет рассказывает о сильнейшем пожаре, случившемся в 9 веке в Риме. Спасение от пожара принес папа Лев 4, пославший римскому народу благословение на борьбу со стихией.
Роспись последней – четвертой комнаты Рафаэль не успел окончить. В 1520 году в возрасте 37 лет великого художника не стало.
Творчество Микеланджело, как движущая сила эпохи 1475 -1564
Микеланджело ди Людовико Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе неподалеку от Флоренции и умер в Риме 18 февраля 1564 года, за 16 дней до 89-летия.
Уже в первых его самостоятельных работах просматривается тяга к большим монументальным образам, наполненных героизмом и силой.
Его уникальность заключается в том, что он не просто создавал шедевры живописи, и скульптуры с присущими тому времени гуманизмом и чертами античности, мастер стремился передать в них глубокий смысл настоящего, тех настроений и событий, которые происходили в стране.
«Битва кентавров»
1490 - 1492г.
Данное произведение раскрывает зрителю весь драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику сильных фигур взаимосвязанных единым стремительным ритмом.
«Пьета» 1498 – 1501
В этой работе мастер раскрывает нам тему драматического оплакивания богоматерью Христа.
Точно передать все горе и чувства богоматери мастеру удается за счет тонко выраженных черт и движений его персонажей: наклон головы и жестом руки он выражает безмерное горе. Нравственно чистый образ Марии, ее благородство и сдержанность чувств отражают всю силу ее характера.
Обе фигуры, выполненные в совершенстве образов, они настолько гармонично скомпонованы, что ни одна деталь не нарушает этого единства композиции.
Статуя «Давида» 1501 - 1504гг
Мраморная статуя колоссальных размеров – 4,9м.
В этой статуе мастер выразил всю красоту и особенность пластического языка: при внешне спокойной позе, все тело героя с могучим торсом, вдохновленным лицом говорило о его готовности защищать и бороться. Это была не просто скульптура, не просто образ воина.
Статуя Давида стала символом свободы и патриотизма, это был призыв к защите своего отечества и справедливого правления.
«Сикстинская капелла»
1508 – 1512 гг.
Площадь фрески составляла около 600 кв.м. Она представляла собой многофигурную композицию по библейским сюжет рассказывающую нам о сотворении мира.
Особое внимание привлекает фреска алтарной стены «Страшный суд». Обнаженные фигуры ангелов, грешников и святых затянуты в немыслимый поток движения. В центре Христос – его образ наделен титанической мощью, он вершит суд над человечеством.
Мастер позволил себе изобразить обнаженные тела, что вызвало негодование некоторых священнослужителей и стало началом разрушения идеологии Возрождения. В настоящее время капелла является музеем и символом эпохи Возрождения.
Собор святого Петра (1506—1626)
Над созданием этого архитектурного памятника работали многие выдающиеся того времени архитекторы, но решающее значение в воспроизведении собора принадлежало Микеланджело.
Он придал мощному архитектурному сооружению движение и ритм. Большой ордер был расчленен пилястрами, а стены завершались мощным аттиком. Над всем этим располагался мощный купол увенчанный фонарем. Все детали собора взаимосвязаны и как бы каждая является продолжением следующей.
Собор св. Петра стал символом нового архитектурного образа сочетающего в себе пластичность, мощь и цельность.
Тициан – крупнейший итальянский живописец эпохи Возрождения (1488/90 –1576)
Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в Пьеве ди Кадоре, живописном городке на севере Италии.
Точная дата его рождения так и не установлена, но датируется периодом между 1488 и 1490 годами.
Творчество Тициана как крупнейшего итальянского живописца XVI века является одним из значимых в мировой истории искусства. Его индивидуальный стиль и наследие работ стали задатками для возникновения нового стиля в искусстве XVII века – барокко. Новаторский живописный язык и многообразие стилевых приемов и решений повлияли на дальнейшее развитие живописи, это отразилось в работах художников Италии и представителей других школ Европы.
Особенности живописи Тициана
Живопись мастера отличается определенной индивидуальностью и творческим подходом.
Работал по грубому холсту, используя его зернистую фактуру.
тени лессировал жидкой черной краской с примесью ультрамарина, в полутонах — пурпуром, а света́ писал пастозно, растирая краску большим пальцем и ладонью руки.
Использовал до 30—40 лессировочных слоев
Характерными чертами живописи раннего Тициана являются смелые цветовые сочетания, их колорит и интенсивность, виртуозное сочетание теплых и холодных тонов, искусно подобранная игра светотени.
«Любовь земная и небесная» 1514 г.
Тициан стремился передать именно душевное состояние – спокойную радость. Для достижения этой цели художник использует спокойные тона пейзажа, на фоне которых на передний план выступают красивые, запечатленные в естественном красивом движении тела. Несколько холодные тона одежд подчеркивают их свежесть и красоту.
«Асссунта» (Вознесение Марии) 1516–1518г.
Произведение наполнено радостью, энергией и жизненной силой. Восхищенные взгляды апостолов устремлены к Марии, прекрасной и в расцвете своей женственной красоты.
Работа полна жизни, динамизма и красок, игрой цвета, живостью персонажей.
Величественность композиции принесла Тициану всеобщее признание, а «Вознесение Марии» его гениальным произведением, которое на протяжении всей своей истории украшало алтарь венецианского собора.
«Праздник Венеры» 1518-1519
Одна из трех картин задуманных как серия работ, выполненная по заказу Герцога Альфонсо д’Эсте.
Яркие цвета, прописанные до мелочей образы, создают неповторимую реалистичность картине.
Живость каждого персонажа достигается за счет игры светотеней. А каменная статуя Венеры и пейзаж на заднем плане создают некоторое обрамление вокруг резвящихся младенцев.
Тонко подобранная игра цвета заставляет снова и снова вглядываться в сюжет.
Портрет юноши с перчаткой
1520-1523
Индивидуальность образа, молодость и озорливость, спокойствие и душевную гармонию художнику удается передать благодаря точно подмеченным деталям, на которые невольно обращаешь свой взгляд: широкие плечи, небрежно расстегнутый ворот рубашки, выразительность рук и свежесть взгляда юноши на смуглом лице. Тициан как бы раскрывает через индивидуальное своеобразие личности общие типические черты человека эпохи Возрождения.
«Даная» 1545—1546
Художник использует смелые цветовые решения, благодаря которым ему удается передать подвижность и мягкость форм, сложность человеческих взаимоотношений. В работе мастер все еще передает всю сущность женской красоты и безмятежности, но ощущение безмятежного счастья и наслаждения уже не то, как в первых работах, нет того спокойствия и упоения. Чувство счастья становится непостоянным, лишь в минуты яркого порыва чувств.
«Пьета» 1575—1576
Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим.
С необычайной силой передал в этом полотне Тициан и всю безмерную глубину человеческого горя, и всю скорбную его красоту.
Картина, созданная Тицианом в последние годы его жизни,— реквием, посвященный любимым героическим образам уходящей в прошлое светлой эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения – один из самых значительных культурных переворотов, являющийся переходным периодом между Средневековьем и Новым временем. Зародившись в Италии в XIV веке к концу XVI века, оно охватило и другие страны Западной Европы.
Являясь промежуточным периодом между Средневековьем и Просвещением, эпоха Возрождения подготовила почву для новых открытий в философии, естественных науках, литературе и искусстве. Целая плеяда писателей, философов, ученых и художников смогли подняться на пьедестал славы, поражая мир культуры своими произведениями и трудами, многие из которых вошли в сокровищницу мирового искусства.