Презентация - "Презентация по ПМ 05 "Методика организации и проведения развивающих игр в ДОУ""
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 09.05.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по ПМ 05 "Методика организации и проведения развивающих игр в ДОУ""
Методика организации и проведения развивающих игр в ДОУ
Преподаватель ФГАОУ ВО ДВФУ
Артемова Нина Александровна
.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами»
Б.П.Никитин
.
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
По мнению Никитиных, родителям необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее. С помощью развивающих игр еще дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения, конструкторским приемам и т.п.
.
Методика (педагогическая технология) Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент - начало новой игры. Он требует от родителей особых педагогических приемов, и по этому поводу дается ряд методических советов. Позже, когда ребенок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно.
Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами, старшие помогают младшим, так что и у родителей высвобождается время на свои дела. Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.
Итак, главная особенность развивающих игр Б.П.Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Разработанные Борисом Павловичем Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Ступеньки творчества или Развивающие игры».
.
Что такое развивающие игры.
Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
.
Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:
Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением.
Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
.
Игры — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.
Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.
.
Правила развивающих игр.
Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже.
Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
Когда у ребенка остывает интерес к игре, её надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.
Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.
.
Методика проведений занятий с развивающими играми.
. Программа воспитания и обучения в детском саду и программа Б.П. Никитина дают широкий простор для творчества воспитателя. Воспитатели имеют право самостоятельно выбирать пути и методы достижения программных задач. Не все программные задачи решаются фронтально на занятиях, многие из них решаются в свободное от занятий время, в совместной деятельности с детьми.
Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т.е. обучения.
Каждого ребёнка можно сделать творчески развитым; взрослым, человек этот будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности. В развивающих играх у детей улучшается мышление, наблюдательность, внимание. При организации развивающих игр обратите внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть, заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях - всё это недопустимо в работе с детьми.
.
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи, не могут быть усвоены ребёнком с первого раза.
Задачи во время игры усложняются.
Можно привести например, работая с блоками Дьенеша, в начале учебного года, мы закрепляем у детей знания о цвете, форме и величине и предлагаем им самые простые игры: «Найди все фигурки (блоки) такие же как эта по цвету (форме, величине)». По мере усложнения даем задания на одновременное нахождение и по форме и по цвету. В конце учебного года многие дети раннего возраста могут справиться с заданием которые требуют найти фигуру по цвету, форме, размеру и даже толщине.
.
В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей.
По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год.
Кроме перспективного плана составлялись примерные конспекты каждого занятия. В них указывались цель занятия, перечень наглядных пособий, методов и приёмов обучения, зависимость от индивидуальных особенностей детей.
На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.
.
На занятиях необходимо действовать в зависимости от реальных условий, стараясь обеспечить активность всех детей, учитывать индивидуальный подход к каждому; усложнять задания для наиболее способных и помогать тем, кто испытывает затруднения.
Надо учитывать, что маленькие дети не могут долго выполнять однообразную работу и поэтому в каждое занятие необходимо включать игры с выполнением движений, физ. минутки. Они обеспечивают не только физическую разрядку, но и создают условия для непроизвольного лучшего выполнения задания.
Американский учёный Глен Доман даёт совет родителям и воспитателям: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но ученье-это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен», и вставал со стола знаний с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё».
.
Условия организации занятий с развивающими играми.
Условиями, способствующими успешному развитию творческих способностей, являются:
- раннее начало;
- создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
- свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
- максимальное напряжение сил ("потолок" своих возможностей);
- доброжелательная помощь взрослых.
Развитие способностей надо начинать как можно раньше.
.
Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга - принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что - то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.
.
В детском саду ребёнок получает опыт эмоциональнопрактического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Возможности обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно - пространственной развивающей среды. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, даёт ему возможность использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Возраст детей с 1.5 до 3 лет - это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребёнка. Но все дети разные и поэтому очень важно учитывать не только возраст, но и уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. Каждый ребёнок должен найти себе игрушку или игру, которая его заинтересует. Поэтому в группе должно быть много игрушек, отражающих богатство и многообразие этого мира. В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта - сенсорные способности ребёнка.
.
Что же такое развивающие игры, какие особенности они имеют:
- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает;
- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип: от простого к сложному;
- задачи имеют широкий диапазон трудностей, поэтому могут длительное время вызывать интерес;
- постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности;
- нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу;
- большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет ребёнку и взрослому составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка .
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до "потолка" своих возможностей.
.
. Создание развивающей и обучающей среды в группе.
Особую роль в работе педагога играет создание развивающей среды, которая учитывала бы потребности каждого ребёнка. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности; стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Важно учитывать возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. Ребёнок должен иметь возможность сам решить, во что ему играть.
Для этого необходимо:
чёткое выделение игровых уголков, полное развёртывание игрового материала;
игрушки могут быть выставлены в ситуации, напоминающей игровую деятельность;
новые игрушки вводятся постепенно (обыгрываются в совместной деятельности с детьми);
игрушки должны быть красивые, художественно оформленные;
должны быть созданы условия для развития мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы и т. д.).
Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.
Одной из универсальных технологий является дидактический материал технологии Б. П. Никитина. Этот материал можно использовать начиная с младших групп детского сада и заканчивая школ.
В силу возраста у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому развивающий дидактический материал Б. П. Никитина в абсолютной мере соответствуют возрастным способностям, особенностям и уровню мышления детей.
.
Развивающий дидактический материал Б. П. Никитина дает возможность для:
1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);
2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;
3) знакомства с составом числа;
4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;
5) измерения объектов;
6) деления целого на части;
7) овладения пространственными связями («слева», «правее», «между» и т. п.);
8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования
При обучении математике дошкольников дидактический материал Б. П. Никитина рассматривают при использовании математических представлений.
.
Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями.
Например, упражнение в игровой форме «Числовые башни». В комплекте - деревянные бруски с цифрами красного и синего цвета от 2 до 10. На обратной стороне этих брусков обозначен состав чисел от 2 до 10.Помогает: в усвоении состава чисел (в пределах 10).
.
Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
Например, рассмотрите кубики. Разложите их по «сортам». Распределите га по числу граней какого - либо из цветов. Например, если по красному цвету - то выделяются кубики с одной, 2-мя, 3-мя красными гранями по кучкам.
.
Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Выделение цвета и длины помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны, эталон цвета, размера и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры с цветными кубиками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.
Например, развивающая игра «Сложи узор». Комплект состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров.К игре прилагаются два блокнота с образцами - заданиями: из 4-х кубиков (серия А, из 9-ти кубиков (серия В) и из 16-ти кубиков (серии С, D). Задания даны с постепенным усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми, на основе подражания. Материал. Карточка; набор счетных палочек.
.
Можно использовать задания по положению тел в пространстве, на формирование пространственных представлений у дошкольников, происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Например, развивающая игра «Кубики для всех». Комплект содержит 7 нераздельных фигур (деталей) разных цветов, составленных из 27 одинаковых деревянных кубиков и блокнот с образцами - заданиями. Задания в блокноте разделены по уровню сложности. На начальном этапе ребенок учится соотносить объемную деталь и ее плоскостное изображение, складывает модели по цветному образцу из 2-х деталей. На втором этапе задания усложняются. Детям предлагаются образцы с неокрашенными деталями.
.
Для развития временных представлений у старших дошкольников игры Б. П. Никитина используют не так часто, но все же можно применить при моделировании аналоговых часов, часовой и минутной стрелок.
По мнению профессора пед.наук Е. В. Панкратовой, при конструировании из данных конструкций у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, развивают логическое мышление.
Например, развивающая игра «Кирпичики». Комплект состоит из нескольких неокрашенных деревянных брусков - кирпичиков и альбома заданий. Игра вводит детей в мир моделирования и конструирования, способствует формированию основ технической грамотности, навыков чтения и построения чертежей. На начальном этапе детям можно предложить игру «Обезьянки». По подражанию они учатся складывать из кирпичиков простые модели. Затем строят модели по чертежам из альбома сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков (серии А, В).
.
Развивающий дидактический материал Б. П. Никитина можно использовать и для занятий по конструированию и формированию геометрических представлений, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.
Например, игра «Сложи квадрат». Цель: закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
.
Представление о величине предмета также можно формировать у детей старшего дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Она познается только с помощью измерения. Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.
.
Например, варианты игры:
1. Складывание площадки из 9-ти кубиков.
2. Складывание площадки из 16-ти кубиков.
Усложнение работы с игрой «Уникуб»
1. Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов).
2. Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов).
Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.
В играх Б. П. Никитина создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и, благодаря открытию новых способов действия с материалом, таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
По мнению педагога А. В. Белошистой технология Б. П. Никитина способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. В играх с совершенствуются внимание и память.
.
Например, задание:
У-1: «Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!»
У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Ребенку можно показать рисунок в книге.
У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3.
Данный дидактический материал – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.
Например, задание: «У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по «сортам» или лучше сложите «три поезда». В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней). С классификации начинается серьезное овладение «Уникубом», поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать «сорта» кубиков».
.
С помощью цветных деталей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Например, игра «Дроби». На трех фанерных дощечках расположены по 4 круга: одинаковые по размеру, но разные по цветам. Первый круг - целый, второй - разрезан на две равные части, третий - на три, — и так вплоть до 12. Пособие позволяет закрепить знание цветов, счета, умения сравнивать предметы.
.
Незаменимы игры Б. П. Никитина при обучении элементов решения задач. С помощью этих игр можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры
Например, задача: «Составь 2 поезда так, чтобы водном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее».
Данная технология позволяет формировать умственные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Таким образом, развивающие игры Б. П. Никитина являются элементами множества с точки зрения математики. В данном множестве «спрятаны» многие математические понятия. В процессе работы с ними у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. Применение игр содействует успешному обучению ребёнка математике за счет осуществлении принципа наглядности, представления сложных теоретическо-математических понятий в легкодоступной для детей форме.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для родителей трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В детском возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов –внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому, в дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин).
В своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" Б. П. Никитин предлагает интересные развивающие игры, которые можно использовать при работе с детьми. Игры, как: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши Монтессори» и др.
Главная цель данных игр – успешное развитие детей, рост их способностей.
.
«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
.
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.
Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин).
.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки».
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
.
Сначала предлагаются самые простые игры:
• «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
• «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
• «Создай образ» (по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».
.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или».
Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
.
Цель:
развивать умения выявлять и абстрагировать свойства от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
умение оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и сравнивать).
развитие способности к логическим действиям и операциям.
.
Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает
.
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».
В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
.
Игры
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
• «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
• «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
• «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
• «Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки»
• «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
• «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
.
Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино».
Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме
.
В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:
• арифметическими (угадывание чисел);
• геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
• буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей.
Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».
.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
«Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей»
Математическое развитие выступает одной из действенных форм развития мышления ребенка. Но в рамках дошкольного возраста формирование математических представлений должно осуществляться способами, максимально адаптированными к потребностям самих детей. Наиболее эффективной формой развивающей работы с дошкольниками является дидактическая игра, позволяющая активизировать мыслительную деятельность ребенка в ходе решения актуальных и интересных для него игровых задач.
.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
.
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
.
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
Сложи кубики в коробку. Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: “Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!” – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик.
Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.
Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения “машиниста”. В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями).
Обезьянка (Б.П. Никитин)
Играть в «Обезьянку» дети могут начиная с 2—3 лет и старше. Можно играть и с одним малышом, но если число участников больше, интереснее. Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол.
— Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», — говорит взрослый. — Но сначала послушайте сказку про обезьянку. Сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно... И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы — обезьянками.
И дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он приготовил для «обезьянок» и для «мальчика». Можно использовать для этой игры кирпичики.
Каждый играющий, т. е. «мальчик» и «обезьянки», берут по 2 кирпичика. В начале игры «мальчик» поднимает оба кирпичика вверх над головой и, когда видит, что все «обезьянки» сделали так же, быстро прячет руки с кирпичами под стол.
.
Игра заключается в том, что «мальчик» строит из 2 кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» глядят на него и делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90° и 45° и т. д.), то получается много разных моделей.
Цель игры — развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них большой находчивости и сообразительности.
Игру можно усложнять разными способами: дать 2 кирпичика разного цвета, к 2 кирпичикам добавить 3-й, и тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее; можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой; можно взять вместо кирпичиков кубики из игры «Сложи узор». Тогда «обезьянки» должны следить не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или двухцветными гранями и т.д.).
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Дополнительные задания: раскладывать фигурки по цвету или форме, а карточки – на группы: животные, транспорт и т.д.
«Строим мост»
Машины должны проехать из одного города в другой. Но по пути им встречаются речки, широкие и узкие. Через них нужно построить мосты. Но они должны соответствовать реке.
«Одень куклу»
Педагог предлагает одеть кукол-близнецов по-разному, чтобы их не путать. Дети последовательно выбирают для кукол одинаковые виды одежды, но разного цвета. Оказывается, что одна из кукол потеряла носок. Детям предлагается найти его среди остальных. (проверяется умение искать пару). Носок возвращается к кукле.
«Яблочное варенье»
Для того, чтобы сварить варенье, нужно отсортировать яблоки: большие и маленькие, зеленее и красные и сложить их в отведенные для них кастрюльки.
План и карта (Б.П. Никитин) (Складываем игрушки по плану; План комнаты)
Для обучения подойдет любой набор кубиков типа "Строим сами" но так, чтобы кубики и другие детали располагались в ящике в один слой и в определенном порядке. На обороте крышки нарисуйте цветной план размещения деталей и покажите , что на красный нарисованный кружок будем ставить красный цилиндр, а на голубой квадрат укладывать такого же цвета кубик. Порядок в ящике тогда можно будет соблюдать легко. После различных игр с кубиками нужно будет сложить их в коробку. Это можно делать в несколько этапов:
1. Уложить на цветной план, когда план в ящике.
2.Уложить в ящик, когда цветной план лежит рядом.
3.Уложить в ящик, если рядом бесцветный план ( можно узнать только контуры деталей)
4.Уложить в ящик по памяти, когда плана перед глазами нет.
5.Укладывать в ящик по словесной инструкции взрослого.
Можно разработать несколько вариантов укладки и чередовать их. Потом можно переходить к плану комнаты и квартиры. Можно сделать в одном масштабе (из бумаги, картона, пластилина и т.д.) различную мебель и устраивать игры по меблировке комнат и расстановке вещей. А дальше можно сделать план двора, план микрорайона, чтобы малыши могли пойти в "магазин за хлебом", показать на плане дорогу в детский сад или к другу и точно знать, как к ним пройти и проехать
.
Это прекрасная игра для начала обучения счету и знакомства с цифрами и числами. Игра будет интересна и полезна как малышам, которые только начинают знакомиться со счетом, так и детям, хорошо ориентирующимся в числах первого десятка и умеющим считать до 100
Начинать играть в Точечки можно с малышами 1 – 1,5 лет. Особенно эффективна для дошкольников и младших школьников.
Что в комплекте:
Игра состоит из 44 плоских деревянных фигур (пластин) разной формы и цвета:
11 голубых квадратов,
11 желтых кругов,
11 зеленых треугольников
11 белых квадратов с числами от 0 до 10.
На цветных пластинах нарисованы черные точки.
.
Как играть в точечки Никитина:
Играя в Точечки, малышу нужно расположить ряды квадратов, кругов, треугольников в порядке возрастания точек – друг под другом; соответственно разложить и ряд с цифрами. Это основное задание игры, к которому малыш подходит постепенно, через первые, начальные задания.
А так малыш строит «домики», подбирает для них «крыши», присваивает им подходящие номера, сажает рядом «клумбы» с нужным количеством цветов; или цепляет вагончики к поезду в нужном порядке, рассаживает пассажиров по местам, согласно купленным билетам… и при этом успешно обучается счёту!
В комплект входит подробная авторская методика-инструкция для родителей и педагогов, которая поможет вам не просто добиться максимальных результатов, но и сделать игру увлекательной на много лет.
.
Игра развивает:
уверенные навыки устного счета;
понятия «больше, меньше», «одинаково», «столько же» и т.п.;
умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством;
понятия простейших геометрических форм;
математическое мышление;
логическое мышление;
глазомер.
.
Игра «Дроби Никитина» состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг — целый, остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до двенадцати. «Пользуясь в игре целым крутом и его частями, — писал Никитин, — малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему- то их усвоение на 5—6 лет — к 3—4 классу».
Здесь нет четкого чередования заданий, как в других играх. Каждый раз все 78 частей надо высыпать на стол или на пол, а затем снова уложить кружками в коробку, если в игре, конечно, пользуются деревянным пособием «Оксва». В этом случае Никитин определяет первую задачу:
➣ высыпать дроби на стол или на пол;
➣ перевернуть их окрашенной стороной вверх;
➣ разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково окрашенные;
➣ сложить из каждой кучки кружок одного цвета;
➣ уложить кружки в рамки.
Как называются части кружков? Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы, считал Никитин. Не надо форсировать события, можно только обрадоваться, если какие- то ребенок назовет сразу: «зеленая четвертушка», «желтая половинка» и т. д. Дети, умеющие считать До 100, эту задачу решают довольно легко. Названия частям надо давать не только бытовые, но и математические: одна вторая, одна треть, одна четвертая, одна пятая.
.
Уложи в ряд по одной части всех цветов:
➣ по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше, меньше — и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих;
➣ уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху — самую маленькую.
Какая часть больше? Одна пятая или одна четвертая? Как это проверить? Да просто наложить меньшую на большую, и все будет «очевидно», как любит говорить Николай Зайцев.
Задачи подобного рода можно давать до тех пор, пока не станет ясно, что малыш понял принцип определения: «чем на большее число частей делится круг, тем меньше части». Кстати, а как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? Тут-то и всплывут знаки «больше» и «меньше».
Сколько частей помещается? Примерные вопросы задания: сколько четвертых частей помещается на одной половине? сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? во сколько раз одна вторая больше одной четвертой? одной шестой? какие части и сколько поместится точно на одной трети? а на пол эвине? во сколько раз одна шестая меньше одной третьей? можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? какие части надо для этого взять? сколько разноцветных кругов можно сложить из игры «Дроби Никитина»?
.
Работа с родителями.
В своей работе по воспитанию и обучению детей необходимо привлекать и родителей. Проводить индивидуальные беседы с родителями детей о том, как и чем заниматься с маленьким ребёнком дома; необходимо объяснять, как нужно правильно играть. В родительском уголке необходимо поместить подборку развивающих игр для детей раннего возраста «краткое знакомство с развивающими играми» и «правила развивающих игр». Консультация для родителей «Логика поведения» даёт мамам и папам советы, как и когда начинается обучение логике, о том, что обучение начинается, прежде всего, через поведение родителей. Сразу же с момента прихода ребёнка в детский сад, необходимо убеждать родителей, что их роль очень значима. Родители должны учитывать некоторые моменты: реально оценивать здоровье своего ребёнка, его потенциальные возможности и т.д..
Развивающие игры использовались и в самостоятельной деятельности детей, создавались условия для самостоятельной деятельности, поощрялся интерес к игре. Развивающие игры старались предлагать детям с учётом их индивидуальных особенностей, ориентируясь на уровень их умственного развития.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!