Презентация - "Презентация "Художественный стиль речи""
- Презентации / Другие презентации
- 7
- 08.04.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Художественный стиль речи""
Художественный стиль речи. Понятие «стиль».
Понятие «стиль» включает:
а) и совокупность приемов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения, жанра: стиль Пушкина, стиль Толстого, стиль «Евгения Онегина», стиль романтиков, стиль фельетона;
б) и отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски: стиль официальный, стиль торжественный, стиль юмористический и т. д.;
в) и построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса: стиль небрежный, стиль простой и т. д.
Художественный стиль речи. Понятие «стиль» (продолжение).
Выдающийся лингвист академик В. В. Виноградов различает, например, стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной литературы.
Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления и т. д., т. е. способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств общего языка.
Художественный стиль речи.
Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными, и рассматривается он в основном как язык художественной литературы.
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции — эстетической.
Художественный стиль речи (продолжение).
Если разговорный стиль выполняет по преимуществу функцию общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой — функцию сообщения, или информативную, то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
Художественный стиль речи (продолжение).
В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.
Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.
Справка: Тропы (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропы лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. (Словарь-справочник лингвистических терминов).
Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) — олицетворение; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин.) — синекдоха; мужичок с ноготок, мальчик с пальчик — литота; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.)—метонимия и т. д.
Средства художественной выразительности (продолжение).
К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Пример анафоры у А. К. Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
К средствам художественной выразительности относятся также ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Элементы структуры художественного произведения.
Основные элементы структуры художественного произведения — идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж, язык.
Под термином «литературоведческий анализ» понимают определение идейного замысла, выявление сюжета, анализ изобразительно-выразительных средств языка, композиции, жанрово-стилевых особенностей, характеристику героев.
Примерная схема анализа поэтического текста.
Выразительное чтение текста (сопровождаемое анализом его подтекста, эмоционального содержания).
Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания).
Художественное своеобразие поэтического текста, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, тропы, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов).
Особенности построения (композиции) текста.
Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация. Смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.
Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).
Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.
При анализе лирических отступлений (если они есть) определяются их роль и место в композиции произведения, выражении его идейного замысла, позиции автора, на их основе характеризуется образ автора.
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Одни ученые среди функциональных стилей речи выделяют художественный стиль, основными признаками которого они считают:
1) использование его в художественных произведениях;
2) изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;
3) конкретность, образность и эмоциональность высказывания;
4) наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т. д.
Другие ученые считают синонимами выражения «художественный стиль», «стиль художественной литературы», «язык художественной литературы».
Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств для создания убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя. Поэтому язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Чтобы создать у читателя четкое представление об эпохе, месте действия, быте, писатель использует в повествовании устаревшие слова (историзмы, архаизмы), слова местных говоров. Например, много устаревших слов встречается в произведениях на историческую тему (А. К. Толстой «Князь Серебряный», А. Н. Толстой «Петр I» и др.). Диалектную лексику часто употребляли, например, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин.
Широко представлена в языке художественной литературы разговорная речь, поскольку в произведениях часто используется диалог. Например, абсолютно невозможно заменить просторечную и диалектную лексику в произведениях В. Шукшина литературными словами, чтобы не разрушить все произведение. Вот диалог его героев.
Егор встал на припечек, подсунул руки под старика,
— Держись мне за шею-то... Вот так! Легкий-то какой стал!
— Выхворался...
— Вечерком ешшо зайду попроведаю.
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
— Не ешь, вот и слабость, — заметила старуха. — Может, зарубим курку — сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то... А?
— Не надо. И поисть не поем, а курку решим...
— Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной ногой уж там стоит, а ишшо шебаршит ково-то... Да ты уж помираешь, что ли? Может, ишшо оклимаисся...
— Аннюша, — с трудом сказал он, — прости меня... Я маленько заполошный был...
В романе «Котлован» А. Платонов намеренно включает многие слова из бюрократически-деловой, официальной сферы в описания обычных, житейских событий, в рассуждения героев. И перед читателем предстает запутавшийся в хаосе жизни, беспомощный человек... В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда...
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Где-то, наверно в саду совторг-служащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, он ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.
В произведениях художественной литературы можно встретить примеры официально-делового стиля: — Сейчас же обязательно еще поговорю с главным инженером, — думала она, — и, пока не поздно, откажусь от этой работы.
Герои произведений Д. Гранина — молодые ученые, и они нередко в своей речи используют элементы научного стиля: Тонков ласково потряс руку Андрею, горячо извинился, что заставил ждать, и дал прочитать черновик своего отзыва. Оппонент обрушивался на тот раздел, где Андрей выступал против существующих методов определения повреждений в линиях.
«Автор бездоказательно зачеркивает славные традиции отечественной науки... Вместо того чтобы развивать существующую теорию, он отрицает...
Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
Идея локатора не является новой и не подкреплена никаким экспериментом...».
Таким образом, состав языковых средств, используемых в языке художественной литературы, очень широк. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремится достичь, создавая свое произведение. В наши дни художник слова обладает почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств, однако эта свобода не беспредельна: она сопряжена с особой ответственностью автора за высокую культуру отбора и использования средств языка.