Презентация - "Презентация на тему "Игры для коррекции поведения детей с отклонением""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 04.04.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация на тему "Игры для коррекции поведения детей с отклонением""
Согласно Л. С. Выготскому, «игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития».
По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. Игра качественно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д.
Игру как деятельность отличает:
• ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
• в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.
Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:
• мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
• цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
• действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;
• результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами –
это может быть выигрыш.
Что такое игра?
Игры для детей с СДВГ
«Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
Игры на формирование эмоциональной и волевой сфер
"Слушай команду"
Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
"Иголка и нитка" (25 мин.)
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети • • роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней.
Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
Игры, направленные на установление психологического контакта между играющими
«Попробуй повторить»
Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:
Дарья дарит Дине дыню.
Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку — Грише, сушку — Мише. Есть сушки — Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки — Нюше и Петруше.
«Покажи сказку»
Цель: развитие творческих способностей, раскованности в движениях.
Количество игроков — 4—20.
Инструкция. Участники объединяются в две подгруппы — команды. В каждой команде игроки договариваются, сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители полностью просматривают подготовленный спектакль-пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.
Методические указания. После просмотра второй сказки участники обсуждают свои спектакли, отмечают наиболее удачные сценки и предлагают свои версии пантомимы.
Подвижные игры для слепых и слабовидящих
«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.
· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».
· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.
Подвижные игры для глухих и слабослышащих
«Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Количество игроков — 6—8.
Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
2. Собрать треугольники красного цвета.
3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.
Методические указания
· Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
· Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений
детей друг с другом при собирании фигур.
Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта
.«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков — 5—10.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
1. Увеличить количество предметов,
2. Уменьшить время запоминания предметов.
3. Убрать два предмета.
Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 8—12.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.
Подвижные игры для детей с нарушениями речи
«Замок»
Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция. Текст
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог? Потянули,
Покрутили, Постучали И — открыли!
Движения
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.
Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Жуки»
Цель: совершенствование выдоха с фонацией на глухих согласных, гласных звуках и слогах.
Инструкция. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдохнув носом, произнести протяжно и ровно звук «ф» или «х». Выполнять это же упражнение со звуками «в», «н», «л». Затем то же со звуками «с-з», «ш-ж», «ф-в». Звук не должен «качаться», высота голоса должна быть удобной, выдох плавным, исключить мышечное напряжение.
Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
«Сбить кеглю»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.
Количество игроков — любое.
Инвентарь: кегли, маленькие мячи.
Инструкция. Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5—2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель — попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.
Вариант: ставятся ворота из кеглей. Задача: прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив за воротами «мост». Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.
Методические указания
· Мяч можно бросать одной или двумя руками.
· Ведущему следует обратить внимание на осанку детей
Подвижные игры для детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
«Путешествие»
Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.
Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.
· Гимнастическая стенка — «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.
· Обручи — «Острова». Если острова близко друг от друга — ребенок делает прыжок, если расстояние большое — прыжок на остров с ноги на ногу.
· Баскетбольное кольцо — «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.
· Канат — «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками.
· Мишени для метания на стенках — «Хищные звери». Нужно теннисным мячом попасть в мишень, при промашке попытка повторяется.
· Наклонная скамейка, поставленная на гимнастическую стенку (третья рейка снизу), — «Мостики на корабль». Нужно, подтянувшись, забраться на корабль.
· Три скамейки вместе — «Переправа через реку». Ребенок должен проползти на четвереньках спиной вперед.
· Ворота между двумя гимнастическими скамейками — «Провести разведку». Нужно проползти, стараясь не задеть ворота.
Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справится с препятствиями.
Методические указания
· По окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит к незаметному, безболезненному освоению двигательных умений.
· Можно использовать не только станции двигательных действий, но и станции загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.