Презентация - "Проект "Марийские летние праздники""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 28.03.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Проект "Марийские летние праздники""
Шорыкйол толеш мужедаш,
Уярня толеш мунчалташ,
Кугече толеш лунгалташ,
Семык толеш тан кучаш.
Летние марийские
национальные праздники
Большинство календарных праздников и обрядов марийцев связан с основными циклами сельскохозяйственных работ:
Семык
Агавайрем
Сурем
Угинде пайрем
Семык
Кече, кече манмет дене
Чевер кечылан мо шуэш?
Тылзе, тылзе манмет дене
У тылзылан мо шуэш?
Шудыр, шудыр манмет дене
Чолга шудырлан мо шуэш?
Пайрем, пайрем манмет дене
Семык пайремлан мо шуэш?
Семык знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших).
СЕМЫК
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
-в ночь со среды на четверг в образе различных животных и птиц рыщут колдуны, нанося порчу (локтыш).
-Накануне убирали накопившийся мусор, подметали и вычищали двор и хлев.
-По всей деревне устраивались различные потехи. Снимали полотнища ворот, разбрасывали бревна, раскидывали поленья.
-Жгли можжевельник и окуривали этим дымом членов семьи и домашний скот.
-Молодежь уходила из села и всю ночь до утра проводила в играх и веселье у празднично-ритуального костра. Ранним утром, нарвав веники и собрав цветы (до этого праздника запрещали их рвать), возвращались домой.
-Старшие топили баню, и молодежь, попарившись свежим веником в тувыт моча (баня всех бань в году) и окатив себя пеледыш сорва (отваром из собранных цветов), ложились спать.
Агавайрем
Агавайрем пайремлан муным чиялтем,
Муным чиялтем, пурам шолтем.
Пурам шолтем, мелнам куэштам,
Кусотышто Юмым пелештем.
В рощу начинают собираться до обеда. Поэтому с утра топят баню, пекут блины, готовят ритуальную еду: вареные, крашеные яйца, лепешки из творога, блюда из яиц, пироги, квас. Собравшись в роще, все кушанья ставят в один ряд. Каждый домохозяин зажигает свечу над кадкой с квасом.
После этого «карт» (жрец), подняв руки к небу, возносит молитву, остальные в это время стоят на коленях. Затем карт берет головешку от священного костра, проходит через ряд молящихся, выкуривает вокруг дымов от священного огня.
После моления устраиваются магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия.
Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей.
Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца.
На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива.
Молодежь играла в традиционные игры «Солык налын», «Вуд йоген», «Мужыр менге» и т.д.
Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.
.
Праздник Сӱрем состоял из сложных ритуальных церемоний. Праздничная обрядность включала общинное моление с жертвоприношением в священной роще кӱсото
Перед коллективным молением или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил сурем мужо.
В период праздника строго соблюдались запреты: нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, устраивать разного рода шумы.
В течение всех дней моления совершались очищения купанием в реке или в бане.
Итак, календарные праздники являлись важнейшими вехами в духовной жизни марийцев. Они вносили ритмичность и стройность в нелегкий труд земледельца, являясь одним из важнейших организационных начал в жизни крестьянской общины. Календарная обрядность сохранила многие народные традиции, обрядовую поэзию и другие жанры устного народного творчества, которые были его органической частью.