Презентация - "Презентация по литературе на тему М.Ю.Лермонтов. Печорин в системе мужских образов романа"
- Презентации / Другие презентации
- 8
- 07.03.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему М.Ю.Лермонтов. Печорин в системе мужских образов романа"
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Павлова И.В. 2023
Санкт-Петербург
...Я к дружбе не способен:
из двух друзей всегда один раб другого,
хотя часто ни один из них себе
в этом не признаётся.
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
Вариант плана сопоставительной характеристики героев
1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.
С помощью мужских образов М.Ю. Лермонтов подчеркивает присущие Печорину качества. Автор, сравнивая главного героя с перечисленными выше персонажами, демонстрирует сходства между ними и различия, которые помогают понять внутренний мир Печорина.
Важными мужскими образами являются
Янко, слепой мальчик, Грушницкий, доктор Вернер, Максим Максимыч, Вулич, Азамат, Казбич.
Печорина привлекает смелость Янко, его сильный дух. Этими качествами обладает и сам Печорин, что подчеркивается как самой главой «Тамань», так и главой «Фаталист», в которой Печорин решает поймать казака-убийцу.
Интерес к слепому мальчику, за которым Печорин пошел ночью, подчеркивает стремление Печорина к приключениям. Грусть за то, что он встревожил «честных контрабандистов», которая появилась у Печорина, когда он наблюдал, как плачет слепой мальчик, оставленный на произвол судьбы, говорит о свойственной в начале способности сострадать окружающим людям. Оставшийся один слепой мальчик похож на одинокого Печорина.
Печорин и Максим Максимыч
Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча?
Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний…
Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой.
(Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?
Вывод :
Важным для понимания образа Печорина становится Максим Максимыч, который становится одним из рассказчиков во всем романе. Встреча Печорина с Максимом Максимычем после пятилетней разлуки акцентирует внимание на отрицательных чертах центрального персонажа, на его равнодушии и эгоизме. Однако М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что смотреть на Печорина глазами обидевшегося Максима Максимыча нельзя, поскольку штабс-капитан не способен понять душу Печорина, следовательно, оценить его со всей справедливостью.
Печорин и Грушницкий
Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?
Вывод:
Грушницкий является одновременно двойником Печорина и его антиподом. Свойственные Печорину эгоизм и себялюбие является качествами и Грушницкого. Но если эти качества в Грушницком пошлы и смешны, то у Печорина они трагичны.
Печорин и Вернер
Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая)
Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
Вывод:
С помощью образа доктора Вернера М.Ю. Лермонтов демонстрирует отношение Печорина к дружбе: он не способен дружить с кем-то, поскольку не готов жертвовать чем-то, в особенности своей свободой. Сравнивая себя с Вернером, Печорин подчеркивает свойственный себе эгоизм и неравнодушие только к собственному существованию.
Вывод:
Взаимоотношения Печорина с Вуличем позволяют читателю увидеть интерес главного героя к вопросу о судьбе и предопределению. М.Ю. Лермонтов, сравнивая Печорина с Вуличем, показывает, что Вулич, являясь фаталистом, во время пари полагается исключительно на судьбу, а Печорин, проверяя судьбу, создает план действий по поимке казака-убийцы, проявляя ловкость, ум и волю. Автор показывает, что Печорин сомневается относительно существования предопределения и относительно всех остальных явлений действительности.
Печорин и горцы Кавказа
Сравнивает автор романа Печорина и с горцами Казбичем и Азаматом, показывая, что все трое решительны и смелы.
Демонстрируя, что второстепенные персонажи имеют свойственные Печорину черты, М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что Печорин является «героем времени».
Однако то, что Печорин не находит с мужскими образами общего языка, подчеркивают одиночество центрального персонажа, его принадлежность к «лишним» людям.
Дружба в жизни Печорина
Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.