Презентация - "Презентация по ИЗО, МХК "Хохломская роспись""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.02.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по ИЗО, МХК "Хохломская роспись""
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства.
Она одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не найдется человека, который не держал бы в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия.
Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.
Существует несколько версий, как появилась хохломская роспись. На основе этих догадок выросло и несколько легенд.
Легенда 1
Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Легенда 2
Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
Легенда 3
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.
Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства. Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села с богатым культурным наследием.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.
Легенды это выдумки, но можно точно сказать, что этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю.
Установить точное время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время.
Считают что промысел возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье, на территории современного Ковернинского района, вблизи торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Возник он на реке Узоле, в старинных русских деревнях - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино.
В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
История развития промысла
А всё началось с деревянной посуды
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе.
Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Изготавливалась она при монастырях и предназначалась для царского двора.
Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.
В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.
В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски.
Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сею могли и крестьяне.
Но у хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.
Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.
Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст».
У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию.
Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась она и до Средней Азии, Ирана, Персии, Турции, Индии.
В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.
После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий...
Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.
Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).
Столицей золотой хохломы считается город Семёнов.
В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров.
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина
Процесс создания хохломского изделия
Отработанная веками оригинальная технология изготовления хохломского изделий, практически без изменений сохранилась до настоящего времени.
Готовое деревянное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.
Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы.
Из просушенного дерева – тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки ложек, ковшей и лебедей. Эти заготовки называют «чурак» или «бель».
Токарную посуду: миски, солонки, вазы и т.д. вытачивают на токарном станке. Сегодня станки электрические, а раньше его приводили в в движение с помощью
силы воды или лошади.
Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться.
Готовое «бель» грунтуют, обмазывают глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать.
Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывают льняным невареным маслом и снова выдерживают небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом.
Затем изделие шлифуют, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.
После очередной просушки изделие обмазывают олифой, и немного подсушивают, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.
И только теперь за работу берётся красильщик.
Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. После завершающего этапа отделки изделия – "закалки" – под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.
Цвет в хохломской росписи
Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками: красным, чёрным и зелёным.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли "жарким". В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой.
Зелёные травинки символизировали жизнь, растительность, тем самым будущее.
И всё это оттеняло, увеличивало зрительное восприятие, строгий сдержанный глубокий чёрный цвет.
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Растительные узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
Сюжет в хохломской росписи
С XX в. Хохломские художники стали использовать изображения символики эпохи, гербы или сюжеты значительных дат.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Иногда в сложных композициях встречается изображение птицы. И это не случайно, ведь птица символизирует «Птицу счастья».
Очень редко можно встретить и изображения рыб.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Виды хохломской росписи
При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на серебряный фон изделия лёгким кистевым приёмом. Здесь выделяют два типа орнамента: «травка» и роспись "под листок" или "под ягодку ".
«Травка» - главный мотив хохломской росписи. «Травная роспись» изогнутая, кустиком или одной былинкой напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.
В хохломской росписи сложились два вида письма «верховое» и «фоновое».
Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она многоцветнее. Например, если в "травной" росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи "под листок" или "под ягодку" мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти.
Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной.
Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы.
"Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.
В "фоновом" письме выделяют два типа орнамента: - роспись "под фон" и роспись "кудрину".
Не занятое ими пространство закрашивают краской красного или чёрного цвета, и золотые ветви эффектно смотрятся на данных фонах. Своё название "кудрина" получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись "кудрина" напоминает ковёр.
Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей.
Других красок в этом виде письма не используют.
Ещё разновидностью "фоновой" росписи является "кудрина". Самая замысловатая узорная сказка. Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда золотые, плотно сплочённые в затейливый букет.
От возникновения «кудрины» в хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же.
В поисках нового хохломские художники начиная с ХХ в. пробовали экспериментировать с цветом, в качестве фона использовать зелёный, коричневый, вводя в роспись жёлтый, белила и оттенки зелёного.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точёной –сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома!
П. Синявская
Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки.
В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища – декоративные блюда, панно. Постепенно роспись перекочевала с объёмных предметов на плоские : разделочные доски, хлебницы, а так же на мебель.
С хохломской росписью стали больше экспериментировать, новых художественные материалы позволили отходить от трудоёмкого подготовительного процесса, и выполнять роспись не только на дереве, но и на керамике, металле пластике и т.д., что привело к появлению предметов современного быта и жизни украшенной затейливой огненной росписью.
Хохломские изделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русское народное искусство.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.