Презентация - "Символика государства – это национальное достояние"
- Презентации / Презентации по Обществознанию
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Символика государства – это национальное достояние"
Символика государства – это национальное достояние Урок по культуре родного края Разработала: Тренюшева Тамара Муратовна, учитель МОУ «Кувакинская СОШ»
Цель урока: сформировать отношение к символике Чувашской Республики как к национальному достоянию. Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения символики Чувашской Республики; показать символы как отражение истории происхождения чувашского государства с его национальными традициями и особенностями хозяйства и природы; воспитать у учащихся чувства уважения к символам нашей республики; через бережное отношение к символам воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. История Чувашской государственности; 2. Проекты новых государственных символов; 3. Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики; 4. Авторы Государственного гимна Чувашской Республики; 5. Символика Чувашской республики: герб, флаг и гимн.
"Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и ёмко отражен чувашский националь- ный колорит как свидетельство связи времен". Президент Чувашии Н. В. Федоров с 1996 по 2010 гг.
(1913-1980 гг.) Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа). Герман Степанович Лебедев Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) (1907-1957 гг.)
Государственный гимн Чувашской Республики - символ государства, его суверенитета. Глубокое уважение к нему - патриотический долг каждого гражданина нашей республики. В основу гимна Чувашии положена песня "Тăван Çĕршыв" (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев, слова - Член Союза писателей СССР Илья Тукташ. Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.
Домашнее задание: попробуйте разработать герб своего села (можно семьи, школы), работа может выполнятся и группой. Отношение граждан к государственной символике во многом определяет уровень общественного сознания. Статья 1 Закона гласит: "Государственные символы Чувашской Республики - достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством". Президент республики Н.В.Федоров, рассмотрев предложение Чувашского республиканского общественного фонда историко-культурологических исследований имени Э.М.Юрьева, принял решение установить 29 апреля Днем государственных символов Чувашской Республики. Смысл решения - в том, чтобы подчеркнуть их важнейшее значение, способствовать воспитанию у граждан подлинного патриотизма. Инициатива главы республики была поддержана Государственным Советом Чувашии, который 16 апреля 2004 г. принял Закон "О Дне Государственных символов Чувашской Республики".
Официальное утверждение собственных Государственных герба и флага Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 и 31 марта 1927 г. Их автором был художник и фотограф П.Е. Мартенс, выпускник знаменитого в России учебного заведения барона Штиглица (ныне - Академия прикладного искусства). Идея своего националь- ного флага не умерла. Уже после образования Чувашской АССР в 1925 году был поставлен вопрос о возвращении национального флага. Утвержденный на 2 (7) съезде Советов 31 марта 1927 года флаг концептуально воспроиз- водил флаг 1918 года. Флаг представлял собой красное или алое полотнище, в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит.
Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, параллельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах. Хотя внешне герб Чувашской АССР и напоминал свой российский прототип, но имел и свои отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах. На красном флаге молодой республики в верхнем левом углу было помещено “обрамленное чувашским орнаментом белое полотно с красными буквами “ЧАССР”.
Но в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого «великодержавного шовинизма» и местного национализма». Под критику попал и чувашский флаг. 12 февраля 1931 г. IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображения герба и флага, приняв постановление “О государственном гербе и флаге Чувашской АССР”. Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента “как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства”. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года.
Но в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого «великодержавного шовинизма» и местного национализма». Под критику попал и чувашский флаг. 12 февраля 1931 г. IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображения герба и флага, приняв постановление “О государственном гербе и флаге Чувашской АССР”. Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента “как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства”. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года.
В силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Принятая 18 июля 1937 г. Конституция Чувашской АССР окончательно лишила государственные атрибуты республики своей индивидуальности, объявив Государственными гербом и флагом Чувашской АССР Государственные герб и флаг РСФСР с надписями на русском и чувашском языках "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках" - на гербе. Конституция Чувашской АССР 1978 года вновь подтвердила данный облик национально-государственных символов Чувашии.
В силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Принятая 18 июля 1937 г. Конституция Чувашской АССР окончательно лишила государственные атрибуты республики своей индивидуальности, объявив Государственными гербом и флагом Чувашской АССР Государственные герб и флаг РСФСР с надписями на русском и чувашском языках "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках" - на гербе. Конституция Чувашской АССР 1978 года вновь подтвердила данный облик национально-государственных символов Чувашии.
После окончания вуза Элли Михайлович Юрьев вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графичеком факультете Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева. Первым из художников республики очень серьезно начал заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря его таланту, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни. Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики. Раскрывая идейно-смысловой строй герба, сам Элли Михайлович говорил: «Главное в гербе – древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями, не достигая корней – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики». Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и не прерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Член союза художников СССР с 1967 г. В 1976 г. присвоено звание заслуженного художника ЧАССР. Присуждена Государственная премия Чувашской Республики им. К.В. Иванова за 1989 г. В 1994 г. присвоено звание народного художника Чувашской Республики. Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.
Герман Степанович Лебедев родился 28апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский района Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В 1930-1935 гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В 1936—1940 гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала – заведующим учебной частью, затем – директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца. В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии, а в 1970 г. – заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Основная область его творчества — песня. Всего около 400 песен. Скончался Герман Степанович 3 февраля 1980 года в г. Чебоксары.
Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В 1926-1928 гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства. В 1933-1935 гг. он – редактор Чувашского книжного издательства, а в 1935-1942 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского института. Творческое наследие его богато и разнообразно. Он является автором многих стихов и песен, рассказов и повестей: «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (, 1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве» (совместно с И. Ивником), 1-го тома «Тихого Дона» Шолохова, произведений Горького, Тагора, песен Лебедева-Кумача, сонетов Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года. И. Тукташ - участник Великой Отечественной войны (1942—1944 гг.), военный корреспондент. С фронта он вернулся неизлечимо больным и 20 января 1957 года скончался.
Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца". Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый - традиционные цвета чувашского народа. Желтый цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.
Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый - традиционные цвета чувашского народа. Желтый цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. Эмблема "Древо жизни" - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.