Презентация - "Хвала рукам, что хлеб пекут"
- Презентации / Презентации по Обществознанию
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Хвала рукам, что хлеб пекут"
Республиканский конкурс творческих работ, посвященный Году Земледельца «Хвала рукам, что хлеб пекут» Автор: ученик 5-б класса МОУ «Комсомольская СОШ №1» Соловьев Александр Евгеньевич Руководитель: Соловьева Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №1» с.Комсомольское – 2009г.
Слава Миру на земле! Слава Хлебу на столе! Слава тем, Кто хлеб растил, Не жалел Трудов и сил! (С.Погорельский)
Слава о русском хлебе идет по всему свету. Что может быть вкуснее душистого, с хрустящей корочкой каравая. У разных народов свой хлеб. В странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис, в тропиках Южной Америки – лепешки из корней маниоки, в некоторых странах Африки хлеб пекут из бананов. Наш народ печет хлеб из муки ржаной и пшеничной. Труд хлебороба всегда стоял в центре внимания российского народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьбы нашей Родины. Хлеб всегда доставался трудом и потом. Недаром жатву называют битвой за хлеб и считают, что выращивать хлеб – значит помнить о тех, кто голодает в мире. Поэтому хлеб – это экономика и политика, это источник жизни. Хлеб – богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Это не преувеличение. В ломте хлеба – нелегкий труд колхозников. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб? Хлеб - мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Хлеб незаменим. Хлеб содержит в себе все необходимые жизненные элементы и витамины. Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого руки в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.
Профессия хлебороба, как и профессия врача, признана служить жизни и здоровью человека. Она сложна и многогранна, интересна и увлекательна. В холод и в жару, в непогоду хлебороб борется за хлеб.
Поскольку все полевые работы в настоящее время механизированы, хлебороба можно назвать технологом по производству зерна. Для получения высоких урожаев осенью он лущит жнивье, поднимает зябь и пары, вносит удобрения, борется с сорняками, сеет озимые, ухаживает за ними. Зимой задерживает снег на полях для накопления влаги в почве, весной подкармливает озимые, готовит почву для посева яровых культур, затем сеет их. Для этого ему нужно учитывать спелость почвы, уметь хорошо разделать и выравнить ее, знать способ и глубину посева, нормы и способы внесения удобрений, гербицидов. В период созревания зерновых хлебороб убирает зерно, затем сушит, очищает его от примесей, сортирует и реализует, а семена хранит до следующего года. При этом он опирается на разные науки. Ему необходимо знать состав и свойства почвы, требования растений к факторам жизни, вредителей и болезни зерновых культур, сельскохозяйственную технику и многое другое. Группа зерновых культур имеет наибольшее народнохозяйственное значение среди полевых культур. Зерно используется как продукт питания, сырье для легкой и пищевой промышленности, концентрированный корм для скота и птицы, средство торговли.
За эти годы посевы площади под зерновыми культурами возросли. Изменилось размещение их по стране: посевы пшеницы продвинулось далеко на север и восток. Получила широкое распространение кукуруза как важнейшая кормовая культура. Расширилось производство зерна на орошаемых и осушенных полях. Возросла товарность производства. Люди очень уважают того человека, который выращивал хлеб.
Мы, жители сельской местности, как никто другой знаем, каких трудов стоит появление на столе ароматного каравая. Как только выйдешь за село, перед тобой открываются просторы полей. И какие просторы! Необъятные моря пшеницы доходят до самого горизонта и сливаются с голубым небом.
Труд хлебороба очень трудоемкий и ответственный, но любовь к нему коренится в характере русского человека. Наш народ уважает только тех, кто честно трудится, «в поте лица добывает хлеб». В нашем селе есть семьи потомственных врачей, учителей, пекарей, строителей; семьи, где все – от прадеда до правнука пошли по одной профессии. Так и Скворцовы – семья потомственных комбайнеров. Дед, Скворцов Иван Гурьевич, стоял за штурвалом первого в колхозе комбайна. Его сын Петр тоже стал комбайнером. А теперь по стопам старших пошел и внук Николай. С первого класса Коля помогал отцу и деду чинить комбайн, мечтая, очень скоро, он окажется на этой огромной чудо-машине в поле… И вот однажды, когда все рабочие ушли на обед, Николай тихонько пробрался на комбайн и только хотел завести его, как дверь машины открылась, и мальчик увидел отца. Тогда средний Скворцов сказал: «Мал еще! Вот когда вырастешь…» Вырос Николай, выучился и стал комбайнером… Потом пошел служить в армию. Отслужив положенный срок, Николай Петрович вернулся в родной колхоз. Теперь младший Скворцов – бригадир. Дисциплина в его бригаде образцовая. Техника в таком порядке, что хоть прямо сейчас на парад.
Как капитан на мостике корабля, сидит Скворцов на площадке комбайна. Николай поворачивает штурвал и направляет машину к хлебному полю. Впереди вращается длинная катушка – мотовила комбайна. Оно захватывает стебли колосьев и прижимает их машине для стрижки. Состриженные колосья отправляются внутрь комбайна, молотилка их молотит, выбивает зерна. Потом веялка сдувает с зерен шелуху. И вот уж прямо на ходу бесконечна струя чистого зерна по желобу льется из бункера комбайна в кузов едущего с ним рядом грузовика.
Кончилась страдная пора. И Скворцов «до косточки» перебирает свой комбайн, меняет старые детали, смазывает каждую гайку. «Меня дед учил, что комбайн любит ласку, чистоту и смазку!» - всегда говорит Скворцов – младший. Так и трудятся круглый год, внук комбайнера, сын комбайнера, сам комбайнер. Работают на совесть, чтобы мы были с хлебом.
Наш край богат и неповторим. Сердце края полностью и безраздельно отдано его величеству хлебу. Этот ценнейший продукт является вечным символом благополучия и достатка. Румяный каравай ставят на самом видном месте в праздники, семейные торжества, дарят героям страды, напутствуют им молодоженов… Не каждый может испечь пышный, вкусный каравай. Для этого требуется особое, трепетное отношение. В нашем селе есть хлебозавод. Там трудятся умелые пекари. Среди них есть и моя тетя. Зовут ее Ильина Галина Мефодьевна. Вот уже много лет она печет вкусный, теплый хлеб, вкладывая в него свою добрую душу и любовь к людям.
Хлебом-солью встречали издавна на Руси дорогих гостей. Поэтому в народе говорили: «Хлеб – всему голова!» На Руси хлеб всегда считался самым главным богатством. Неурожайные на зерно годы называли голодными, даже если мясо и рыбы было вдоволь. Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением. Раньше людей называли просто Федька, Гришка, Петька. Мастеров – хлебопеков величали уважительно – Федор, Григорий, Петр. Много разных видов хлеба было на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что пекли из ржаной муки. Ржаной, «черный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же дешевле его. Да и рожь в старину называли житом (от слова «жить»). Ведь если есть хлеб, есть жизнь! Из пшеничной муки пекут просфоры (хлеб для совершения церковного таинства) и калачи. Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей для человека. Теперь пекут хлеб специальные машины. Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь. Когда я беру в руки свежую буханку и вдыхаю тончайший, ни с чем неповторимый аромат, вспоминаю о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен – в этих людях сила и залог успеха. Не зря гласит народная мудрость – «Хлеб – всему голова!»
После окончания хлебоуборочной страды, труженики могут перевести дух и со всей русской широтой отпраздновать успехи! Мы с гордостью и восторгом всматривались на празднике «Урожай – 2009! В красивые и одухотворенные лица виновников торжества: трактористов, комбайнеров, шоферов, поваров… Они пускались в пляс и пели песни вместе с артистами. «Пусть все видят, что мы не только работать умеем, но и отдыхаем всем на зависть!» Лучшие хлеборобы были награждены премиями и ценными подарками. Среди них были отцы и старшие братья моих одноклассников. Пройдет всего несколько лет… Мы окончим школу, получим профессии и вернемся в родное село, чтобы пахать землю, сеять пшеницу, печь хлеб…
Хлеб сближает людей, объединяет народы. У народов нашей страны бытует немало добрых обычаев, связанных с хлебом. Вот наиболее распространенные из них. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлебом-солью он приветствует молодоженов, вернувшихся домой из Дворца бракосочетаний.
Хлеб-соль несут на покрытом белом подносе трепетно и торжественно, как нечто дарующее жизнь. Получивший этот дар целует хлеб, отламывает кусочек, макает в соль и съедает, как величайшую ценность. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьезны. Это священнейший акт дружбы. Лишь после него начинается шумное веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такой обычай пришел из глубины веков, из глубины человеческих сердец.
Чуваши всегда отличались трудолюбием и особым гостеприимством. «Кто бы ни зашел в дом, его ни в коем случае не отпускали, не угостив. Если же ничего, кроме черного хлеба, у хозяев не оказывалось, то они делили с гостем и этот последний кусок хлеба. Обязательно подавали крестьяне нищим – кусочек хлеба или щепотку муки. Распространенная чувашская пословица – «Шанса килекене ашатса яр, высса килекене тарантарса яр» (Продрогшего отогрей, голодного накорми) – звучит как важная заповедь»,- пишет исследователь народной педагогики профессор Г.Н.Волков. Эту черту гостеприимства подчеркивают и чувашские писатели. «Чуваш – народ гостеприимный, - рассказывает народный писатель Чувашии Н.Ф.Ильбеков в книге «Черный хлеб». Интересны высказывания другого известного писателя республики Анатолия Емельянова. Он пишет, что «издревле чуваш знал цену хлеба. Поспорит ли он, доказывает ли свою правоту, ил клянется – берет кусочек хлеба, круто посыпает его солью и съедает при всех. И это самая святая клятва. У чувашей поверье: солгал при клятве на хлебе – рано или поздно, а беды не миновать». Хлеб всегда доставался народу в напряженном труде. И поэтому чувашский поэт Василий Митта преклоняет голову перед хлебом: «И будь вовек благословен, хлеб ржаной, просоленный потом». Уважение хлебу чуваши издревле передавали от поколения к поколению и хлебороб всегда оставался в народе почетом.
Высказывания и мысли о хлебе Хлеб – одно из крупнейших открытий в истории человечества. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свет. Мы уже не можем без него обойтись. И так всю жизнь. В.Н.Ремесло. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба. (А.С.Пушкин) Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина… Вслушайтесь в слово «страда». Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается. ( Р.Г.Гамзатов) Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. (В.А.Сухомлинский) Хлеб в понятии отца был одним из священнейших плодов человеческого труда. И чтоб понять ему цену, нужно уметь его выращивать. И еще советовал любить землю. От нее, дескать, идет сила, жизнь человека. ( Андриян Николаев) Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого. (Жюль Верн)
Из фольклора мы знаем, что народ придумал много пословиц о хлебе. Вот некоторые из них: Колос к колосу – Родине сноп. Поле труд любит. Поле пахать – не руками махать. Поле словами не засевают. Нет плохой земли, есть плохие хозяева. Рой в глубь пласта – будет рожь густа. Кто пахать ленится, у того и хлеб не родится. В пашне огрехи – в закромах прорехи. Пересохший пласт урожая не даст. Доброе семя, добрый и восход. Глубже посеешь весной - будешь с хлебом зимой. Что посеешь, то и пожнёшь. Хорошо посеешь – больше соберешь. Каково сеется – такого и веется. Спелый колос боится ветра в поле. Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку. Посеешь в пору – соберешь зерна в гору. Посеешь в погоду – больше приплоду. Упустишь время – потеряешь урожай. Удалишь сорную траву во время - весь год будешь жить в довольстве. Чья земля, того и хлеб.. Всем досыта есть, так и хлеба не станет. Все по стари: с чего хлеб с того и сухари. На новь хлеб сеять, на старь навоз возить. Дай кукушка, щец, да хлеб твой. Не тяжело сумму носить, коли хлеб, с того и сухари. Славу – веру, хлебу – мера, деньгам счет.