Презентация - "«Домашняя» нечисть"
- Презентации / Презентации по Обществознанию
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "«Домашняя» нечисть"
Из древне люди верят в домовых, ведьм, полтергейстов и прочих потусторонних… личностей, добрых и злых духов. Эта вера не умирает и в наш технологический век. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти на любое новоселье. Кто первый входит в новую квартиру или в новый дом? Правильно, кошка. А почему? Никто не знает. Просто - так принято. Так поступали родители, деды, прадеды…
Само слово «домовой» появилось на Руси где-то в XVII-XVIII веках, однако понятие о духе, живущем в доме и во дворе, появилось гораздо раньше (XIV-XV). По своим проявлениям этот дух был очень сходен с домовым и часто назывался «бесом-хороможителем», возможно, такое название связано с шумной вознёй, на которую иногда способен домовой.
Знающие люди говорят, что домовой живёт в каждом доме. Неважно, что это за дом. Городская квартирка, добротный сельский дом или графский замок, везде есть свой хранитель. Его главная обязанность - следить за порядком в доме. А если порядок в доме не соблюдать, может и беду накликать. Сначала вилки-ложки полетят, потом… В общем, «ребята, давайте жить дружно» с домовым.
Как не обидеть домового Домовой очень не любит, когда в доме свистят, и может навсегда уйти из дома. Домовым также очень не нравится табачный дым, поэтому никогда нельзя курить в своем доме, так как дым этот оседает на домашнюю утварь, мебель и не выветривается. Если у вас гостят злые люди, домовой будет пытаться выжить таких людей любыми способами: он может душить, давить на них.
Предчувствует домовой также и приближение порчи. Он старается предупредить хозяина, если в дом пришел человек со злыми намерениями и черными мыслями. В таких случаях с рук у этого человека может падать на пол и разбиваться посуда, может что-нибудь разлиться на скатерть. Также это может происходить и у самого хозяина, так как домовой будет стараться предупредить его. По поверьям, нельзя оставлять на ночь колюще-режущие предметы на столе (вилки, нож и т.п.), потому что это мешает домовому защищать дом и противостоять злым силам.
Как общаться с Домовым Раньше люди верили, что если заговорить с домовым, то можно или онеметь или стать заикой навсегда. Поэтому рекомендуют просто прислушиваться к тому, о чем домовой предупреждает. Если загремит посудой, то может произойти пожар; если водой обольёт, то к болезни; а если заплачет и заохает, то быть горю; если начнет выть и хлопать дверями – к смерти.
Иногда, чтобы предупредить, домовой может прыгнуть на грудь спящего человека и разбудить, в этот момент его надо спросить: «К добру или к худу?» Домовой должен очень тихо ответить человеческим голосом. Некоторые его сбрасывали на пол, домовой при этом кряхтел, но не обижался, так как сонному человеку это простительно
ИМЕНИННЫ О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.
В результате день почитания православного святого Ефрема Сирина стал в народе Ефремовым днем – Ефремом Ветродуем, Запечником, Прибаутником и Сверчковым заступником. А раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами
Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.
Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.
В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.
В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам (а ссоры да дрязги домашние «хозяин», по поверью, терпеть не может). Полынным веником избу подметали, чтобы «дедушка» в именинный день мог отдохнуть, а не сражаться с той нечистью, что не дай Бог, забредет в дом. Одним словом, как у нас – праздничный день должен быть выходным.
А в вечернюю пору, выказывая почет да уважение, принято было вспоминать байки да сказки о житье-бытье «суседушки». Коли все положенное исполнено как надо, можно было обратиться к домовому с просьбами и пожеланиями:
– Хозяин-батюшка, побереги скотинку. – Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води. – Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко. – Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! – Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги да наш дом береги! – Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а нам в дому счастье, здоровье, лад и любовь!
ИНОСТРАННАЯ РОДНЯ ДОМОВОГО Брауни - английский домовой Фейри. Живут не в домах и не во дворах людей, а сами по себе, где-нибудь поблизости от людского жилья. Человечки эти бурого цвета (отсюда и их название) брауни, браун.
Днем они не появляются, а по ночам люди иногда видели, как брауни бесшумно, словно безобразная тень, крадется от дерева к дереву, стараясь чтобы его не заметили. Но они никогда никому не вредят. Ведь все брауни, если их не обижают, не только не вредят людям, но даже всячески стараются помочь тем, кто нуждается в помощи. Живут брауни в норах.
Хобгоблин - в английском фольклоре добродушные домашние Фейри, похожие своими повадками на брауни. Они редко выходят из дома. предпочитая греться у огня. Правда, они очень обидчивы, и если уж обижаются, то хозяевам достается по первое число - молоко скисает, одежда рвется словно сама собой, чисто выметенный пол тут же вновь оказывается грязным.
Один обиженный хобгоблйн утащил с собой все ключи и отказывался их возвращать до тех пор пока ему не испекли его любимых лепешек. Ростом они около двух футов, у них смуглая кожа, ходят они либо нагишом. либо в темных одеждах. Несмотря на свое добродушие и готовность помочь людям, хобгоблины удостоились сомнительной чести: их нередко путали, а то и намеренно отождествляли с бесами.
Вигты - по преданиям вигты обитают в германских землях. Нередко их можно встретить в Скандинавии и Англии, где их называют веттами. Внешность вигтов не изменяется в течение всего периода их существования. На голове у них длинные седые космы, глаза глубоко посажены. Животы у вигтов круглые, толстые, а ноги напоминают ветки деревьев. Эти существа разговаривают между собой грубыми, низкими, голосами. Стиль одежды вигтов довольно консервативный. Они носят старомодные наряды деревенских жителей или красные чулки и куртки того же цвета. При ходьбе эти существа часто опираются на толстую березовую палку
Вигты – большие проказники. Эти существа любят стягивать теплое покрывало со спящего человека, царапают холодными пальцами его пятки, пачкают лицо печной сажей, насыпают в сахарницу смесь перца и горчицы. Нередко вигты рвут и запутывают пряжу, смотанную в клубок аккуратной хозяйкой. Кроме шалостей, досаждающих хозяевам, вигты приносят немалую пользу людям. Будучи в спокойном настроении, они помогают женщинам по дому, задают корм домашним животным, подметают и моют полы, приносят воду из колодца. Если вигты чувствуют хорошее отношение к себе, они никогда не станут вредничать и устраивать пакости
Хайнцели — карлик-крепыш с длинной бородой, покрытый густой рыжей шерстью. Бороду Хайнцели тщательно холит и носит закрученной вокруг пояса. Одежду он не носит: ему и так тепло в рыжей «шубе». Из одежки у него — только шапочка-колпачок красного или зеленого цвета. Хайнцели не любит бездельников, зато любит показывать фокусы и ставить опыты. Шуток и насмешек над собой совершенно не выносит.
Трасчо — испанец в красном колпаке. Он ростом с ладошку, озорной, подвижный, любит хихикать, смеяться и веселиться. Испанскому домовенку интересны все музыкальные инструменты и музыкально-дидактические игры.
Томтра - скандинавский домовой. Они издалека могут сойти за детей, но в то же время имеют стариковские лица. Увидеть их можно лишь в полдень или в полночь. Все остальное время они невидимы. А вообще не любят людям на глаза попадаться. Томтра тоже любят красно-зеленые чулки и шапочки, а еще очень теплые вещи обожают. И одеваются даже летом многослойно.
Томтра очень заботливы, они заботится о доме и его хозяевах. Причем, могут даже что-нибудь своровать у других, если им покажется, что хозяевам совсем плохо, а хозяева о них заботятся. Чтобы Томтра действовал в доме, необходимо и самим заботиться о его чистоте и порядке. А так же не шуметь. Томтра терпеть не могут, когда хозяева работают по выходным и праздникам. А также сами не работают по четвергам. Причем, его выходной входит и в число нерабочих дней хозяев. То есть, в четверг он плохо переносит любую деятельность хозяев, особенно злясь, когда хозяйка прясть изволит. Кроме того, в четверг его надо угощать кашей со сливочным маслом.
Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье. Лес и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель! ********* Останься, тайный страж, в наследственной сени, Постигни робостью полунощного вора И от недружеского взора Счастливый домик охрани! А.С. Пушкин