Презентация - "Православные праздники"
- Презентации / Презентации по Обществознанию
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Православные праздники"
Познакомить с историей появления православных праздников (успение, рождество христово, вербное воскресение) ЦЕЛЬ
1. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ; 2. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР, РЕЧЬ ДЕТЕЙ; 3. ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, КРАЯ, ГОРОДА. ЗАДАЧИ
Дата празднования 28 августа православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, который называют в народе и Богородичной Пасхой.
Чудо на третий день Земная кончина Божией Матери произошла на 72-м году Ее жизни. Как рассказывается в Священном Писании, главное чудо произошло на третий день после погребения. Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась пустой. Согласно церковным догматам, воскресшее тело Богоматери было взято на небо, где Она молится за весь человеческий род.
Когда впервые начали отмечать праздник В качестве церковного праздника Успение начинают отмечать с IV века, о чем упоминает Григорий Турский, и свидетельствуют древние календари. Первоначально праздник совершался 18 января, но в отдельных регионах 15 августа. Массовое распространение праздника произошло во второй половине V столетия, после III Вселенского (Эфесского) собора (431 г.), который подтвердил почитание Марии как Божией Матери, непорочно родившей Христа. Тогда же были написаны стихиры на праздник Успения константинопольским патриархом Анатолием.
Праздник в Восточной церкви В Восточной Церкви праздник Успения окончательно узаконен как всеобщий в VI веке императором Маврикием. В византийском календаре 15 августа (ст.стиль) утвердилось днем празднования с 595 года - в честь победы, одержанной в этот день византийским императором Маврикием над персами.
Рождение Иисуса в Вифлееме Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в 5508году от сотворения мира. Бог послал ангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии, обрученной с потомком царя Давида Иосифом. Ангел сказал ей: »Радуйся Благодатная! У тебя родится Сын – Сын Бога Всевышнего, Ты дашь Ему имя Иисус. Святой дух будет с тобою, Богу все возможно». В то время Римский император Август велел сделать перепись жителей империи. Каждый пошел записаться в тот город, откуда происходил. Иосиф должен был пойти в Вифлеем вместе с Марией, ожидавшей рождения сына. В гостинице не было места, и они должны были приютиться в загоне для скота. Там Мария родила Своего Сына, спеленала Его и положила в ясли. (Евангелие от Луки) Икона из Великого Устюга изображает сцену Благовещения. Архангел Гавриил возвещает Марии, что ей суждено стать Богоматерью.
Пастухи поклоняются Иисусу Недалеко от пещеры пастухи сторожили свои стада. Вдруг им явился ангел Господень и сказал:»Не бойтесь. Я пришел возвестить вам великую радость: сегодня родился Спаситель, Христос Господь. Вы найдете его лежащим в яслях». Внезапно появилось на небе множество ангелов. Они славили Бога, восклицая::»Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы стали невидимы пастухи поспешили к пещере и нашли там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Увидев Его,они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу о явлении ангела. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что слышали и видели. (Евангелие от Луки)
Поклонение волхвов Восточные мудрецы – волхвы увидели на востоке новую звезду. Они знали, что должен родиться Сын Божий – Христос. Мудрецы направились в Вифлеем, и звезда шла перед ними до самого места, где был Младенец. Волхвы приветствовали Марию, поклонились Младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Их звали: Каспар, Бальтазар, Мельхиор.
Место рождения Иисуса Христа Серебряная звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду, появление которой ознаменовало рождение Христа в иудейском городе Вифлееме две тысячи лет назад. Этой звездой отмечено место Рождения Спасителя в храме Рождества Христова, построенного над пещерой, в которой по преданию родился Иисус Христос. Этот храм один из самых древних в Святой Земле.
Злодеяние царя Ирода В то время правил страной царь Ирод. Он очень боялся, что Младенец, о котором пророчествовали, станет вместо него царем. Он искал Младенца, просил волхвов вернуться и сказать, где Иисус находится. Но волхвы сне получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду, они вернулись в свою землю другим путем. (Евангелие от Матфея) Когда Ирод понял, что его замысел найти Младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме всех мальчиков до двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец. Так было погублено 14 000 тысяч младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа. (Евангелие от Матфея) Итальянский живописец 13-14 веков Джотто ди Бондоне. «Рождество Христа».
Спасение в Египте Тициан »Святое семейство». На картине мы видим Святое семейство, которое остановилось на отдых по пути в Египет, куда им пришлось бежать от Ирода. Когда волхвы ушли, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: »Встань, возьми Младенца и Мать Его и беги с Ними в Египет. Ирод будет искать Младенца, чтобы убить Его». Иосиф сразу встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел с ними в Египет. После же смерти Ирода Господь послал ангела сказать Иосифу: «Вернись теперь с Младенцем и Его Матерью в землю Израильскую». Иосиф вернулся с Марией и Младенцем в землю Израильскую и поселился в городе Назарете.
Дары волхвов Преподнося Младенцу золото, они свидетельствовали, что признают Новорожденного за Царя. Ладан свидетельствовал, что Новорожденного признают за Бога, так как ладан используется при богослужении. Смирна (благовонное масло, которым помазывают умерших) свидетельствовала, что Младенца признают за смертного человека.
Праздник Рождества Период с 7 по 18 января, называется Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах повсеместно идут богослужения. В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считается ,что на Рождество небо раскрывается земле и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания должны быть обязательно добрыми. Рождество – день рождения сына Божьего у Девы Марии – день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.
Вербное воскресение Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение - одаривал милостыней.
Название праздника Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. "Вербное воскресенье", "Вербная (или Пестрая) неделя", "Вербница", "Вербич", «Ваий», «Цветоносия», «Цветною», В Швейцарии – «оливковое», в Италии и Испании – «пальмовое».
Библейская история "Торжественный вход Иисуса в Иерусалим" Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми "ваии") и хвалебной песней: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!". На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
Традиции празднования В городах допетровской России Вход Господен в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В 16 - 17 вв. в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей . Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра 1 вместе с патриаршеством.
Традиции празднования Праздник Вербного воскресенья совершался в Москве особенно пышно в 16 веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.) Самые великолепные деревья немецкой работы стоили несколько сот тогдашних рублей. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а затем совсем прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.
Вербное воскресение в других странах В народе с давних времен считают, что освященные веточки являются чем-то вроде амулета, защищающего от дурного глаза. Прежде верили, что они являются оберегом от молнии. Во время непогоды их жгли, чтобы уберечь дом. Ветки дарят друг другу в знак дружбы и любви. В некоторых странах принято слегка ударять ими прохожих, говорят, что к удаче.
Вербное воскресение в других странах В Австрии в церковь раньше приходили с настоящими палками, длиной до 1 м. Их украшали мишурой, лентами, орехами, кренделями и яблоками. Во Франции, где Пальмовое воскресенье называют не иначе как «цветущая Пасха», и вовсе украшают маленькие деревца. В Испании по случаю праздника открываются так называемые «веточные рынки».
Вербное воскресение в других странах Освященные ветки, как правило, хранят в доме. Их прибивают к дверям и ставням, относят на чердак. В Венгрии верят, что после этого ритуала к дому не приблизятся змеи и лягушки. В этот же день местные жители «изгоняют кису», соломенное чучело, символизирующее конец поста. И лишь в Румынии ветки закрепляют снаружи, приносить их в дом категорически запрещается – плохая примета.