Презентация - "Мусульманское право"
- Презентации / Презентации по Обществознанию
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Мусульманское право"
Они не входили и входят в содержание мусульманского права, находясь как бы рядом, вне этого права. Даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом. Огромная возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности составляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. Обычаи и соглашения
Также с их помощью происходило приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть их заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешаемый законом договор товарищества. Юридический стратагем и фикция
– незыблемая основа мусульманского права. Это священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обряды и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные пророком Мухаммедом (с.а.с.) в Мекке и Медине. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Коран –
– сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого пророка Мухаммеда (с.а.с.), воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII – IX вв.) – становления и развития мусульманского права – богословов и юристов. Содержание Сунны составляет признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда (с.а.с.). Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда (с.а.с.) богословами и юристами. Сунна –
– согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридическо истины, извлеченной из Корана и Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы. Иджма –
– источник мусульманского права – рассуждение в области права по аналогии. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаях. Кияс –
Согласно теории мусульманского права государство лице суверена-монарха или же в более позднее время – парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен - не господин, а слуга права. Он, следуя праву, издает лишь административные акты и следует за правильным осуществлением правосудия. Суверен, или властитель, в мусульманском мире всегда обладал огромной властью. Издаваемые ими акты всегда имели огромное для жизни страны значение – но они никогда не должны были противоречить и нарушать традиции и требования ислама. Суверен
Суд осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Всевышнего. Практически же – специально избранным лицом (кади), которому властитель поручил выполнение судебных функций. Отношение общества к судейству всегда было неоднозначным. В Книге о судьях, дошедший до нас с Х в., говорится, например, с одной стороны о том, что судейская должность – дело Божье, возвышает человека, сулит ему почет и уважение ; быть судьей – значит исполнять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Исполнение ее воспринимается ими как подлинное «бедствие и испытание». Суд
представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским правом. Ислам, как отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующих, указывающие на то, что они должны делать и что не должны – шариат (пер. с араб. – «путь следования»). Мусульманское право –