Презентация - "Окуджава Булат Шалвович"
- Презентации / Презентации по Музыке
- 2
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Окуджава Булат Шалвович"
ОКУДЖАВА БУЛАТ ШАЛВОВИЧ Выполнила ученица 11А кл. МОУ «СОШ №9» г. Новочебоксарск Юдина Ксения (1924–1997)
Биография Б. Окуджава - русский поэт, прозаик, певец. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах.
В этом городе вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии. Отец Булата выписал семью к себе на Урал. После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян по ложному обвинению в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 г., — Булат с бабушкой вернулся в Москву… К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа лось» (1943), текст которой не сохранился.
Другую, одну из первых, песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в. Творчество
Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя.
Особенность поэтического жизнеощущения. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов. В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне. Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам.
. Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации. Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы).
Произведения Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы «Отдельные неудачи среди сплошных удач» (1978), «Похождения секретного баптиста» (1984), «Искусство кройки и житья» (1985), Девушка моей мечты» (1985), «Около Риволи», или «Капризы фортуны» (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.
Завоёвывая популярность В 1955 г., под впечатлением от возвращения матери из лагеря, Булат Окуджава вступил в КПСС. В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль». В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.С 1962 Окуджава — член Союза писателей СССР. В 1962 г. Окуджава впервые появляется на экране в фильме "Цепная реакция", в котором исполняет песню "Полночный троллейбус". В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов (кинофильм «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава, в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др.. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах. Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968 В том же году в Польше вышел с диск с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов и одна песня была в исполнении автора: "Прощание с Польшей". С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР
Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983). С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике. C 1989 — член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 выходит из КПСС. С 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ. Также: Член учредительного совета газеты «Московские новости», Член учредительного совета «Общей газеты», Член редколлегии газеты «Вечерний клуб», Член Совета общества «Мемориал». В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 90-е годы Окуджава, в основном, живёт на даче в Переделкине. В Эти годы Окуджава выступает с концертами Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Израиле. 23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Кинематографическая деятельность Окуджавы: работа в кадре Игровые фильмы 1962 — «Цепная реакция», Мосфильм — первое появление на экране 1963 — «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М.Горького 1977 — «Ключ без права передачи», Ленфильм 1985 — «Законный брак», Мосфильм 1986 — «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко Документальные фильмы «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм); «Мои современники», Ленфильм, 1984; «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988; «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992.
Награды и творческие успехи Награды, звания Лауреат Государственной премии СССР, 1991. Букеровская премия 1994, за автобиографический роман «Упразднённый театр». «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Избранное» (1989), «Посвящается вам» (1988), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996), «Чаепитие на Арбате» (1996), Киносценарии «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965); «Женя, Женечка и «катюша» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; постановка: Ленфильм, 1967); «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен); «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках; писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии; вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, вышли: аудиокассета, компакт-диски;. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава , музыкант, композитор. Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997. (в пригороде Clamart), в военном госпитале Перед смертью принял православие с именем Иоанн. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.
Не забудем никогда… Памятник на Арбате 8 мая 2002 года в Москве открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования №109. Автор обеих скульптур — Георгий Франгулян. Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы Международный фестиваль Булата Окуджавы Ежегодный московский фестиваль « И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь открытие памятника в ЦО № 109 состоялось 7 сентября 2007 года Премия имени Булата Окуджавы В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы , лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и др.
Стихотворения поэта Все влюбленные склонны к побегу по ковровой дорожке, по снегу, по камням, по волнам, по шоссе, на такси, на одном колесе, босиком, в кандалах, в башмаках, с красной розою в слабых руках. 1984 Часовые любви на Смоленской стоят. Часовые любви у Никитских не спят. Часовые любви по Петровке идут неизменно... Часовым полагается смена. О, великая вечная армия, где не властны слова и рубли, где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви! Пусть поход никогда ваш не кончится. О, когда б только эти войска!.. Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна. Часовые любви на Волхонке стоят. Часовые любви на Неглинной не спят. Часовые любви по Арбату идут неизменно... Часовым полагается смена. Эта женщина! Увижу и немею. Потому-то, понимаешь, не гляжу. Ни кукушкам, ни ромашкам я не верю и к цыганкам, понимаешь, не хожу. Напророчат: не люби ее такую, набормочут: до рассвета заживет, наколдуют, нагадают, накукуют... А она на нашей улице живет!
Мне не хочется писать Ни стихов, ни прозы, хочется людей спасать, выращивать розы. Плещется июльский жар, воском оплывает, первый розы красный шар в небо уплывает. Раскрываются цветы сквозь душные травы из пчелиной суеты для чести и славы. За окном трещит мороз дикий, оголтелый - расцветает сад из роз на бумаге белой. Пышет жаром злая печь, лопаются плитки, соскользают с гордых плеч лишние накидки. И впадают невпопад то в смех, а то в слезы то березы аромат, то дыханье розы. Как время беспощадно, дела его и свет. Ну я умру, ну ладно - с меня и спросу нет. А тот, что с нежным пухом над верхнею губой, с еще нетвердым духом, разбуженный трубой, - какой счастливой схваткой разбужен он теперь, подкованною пяткой захлопывая дверь? Под звуки духовые не ведая о том, как сладко все впервые, как горько все потом...
ЧЕЛОВЕК Дышит воздухом, дышит первой травой, камышом, пока он колышется, всякой песенкой, пока она слышится, теплой женской ладонью над головой. Дышит, дышит - никак не надышится. Дышит матерью - она у него одна, дышит родиной - она у него единственная, плачет, мучается, смеется, посвистывает, и молчит у окна, и поет дотемна, и влюбленно недолгий свой век перелистывает. Не бродяги, не пропойцы, за столом семи морей вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей! Вы в глаза ее взгляните, как в спасение свое, вы сравните, вы сравните с близким берегом ее. Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах! Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках. Просто нужно очень верить этим синим маякам, и тогда нежданный берег из тумана выйдет
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал. А может, это школьник меня нарисовал: я ручками размахиваю, я ножками сучу, и уцелеть рассчитываю, и победить хочу. Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал. А может, просто вечером в кино я побывал? И не хватал оружия, чужую жизнь круша, и руки мои чистые, и праведна душа. Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою. А может быть, подстреленный, давно живу в раю, и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам... А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам. ПЕСЕНКА О СОЛДАТСКИХ САПОГАХ Вы слышите, грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки? Вы поняли, куда они глядят? Вы слышите: грохочет барабан? Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней... Уходит взвод в туман-туман-туман... А прошлое ясней-ясней-ясней. А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад? Его, наверно, женщины крадут и, как птенца, за пазуху кладут. А где же наши женщины, дружок, когда вступаем мы на свой порог? Они встречают нас и вводят в дом, но в нашем доме пахнет воровством. А мы рукой на прошлое: вранье! А мы с надеждой в будущее: свет! А по полям жиреет воронье, а по пятам война грохочет вслед. И снова переулком - сапоги, и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки... В затылки наши круглые глядят. 1957
В заключение Благодаря своей деятельности Булат Окуджава запомнится нам как необычный и яркий культурный деятель, осветивший путь многим своим творчеством. Произведения писателя легко воспринимаются, заставляют задуматься над философскими проблемами прошлого, настоящего и будущего. Песня, стихотворение или рассказ сохраняют в себе целостную индивидуальность…