Презентация - "Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга"
- Презентации / Презентации по МХК
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга"
Вступление: Люди – главное богатство города, страны, его архитекторы и строители, создатели его истории, его славы. Петербург – центр образования и науки, здесь была открыта Академия наук и первый Университет. Петербург – «культурная столица», центр искусств, здесь была открыта Академия художеств, в которой учились известные всему миру художники, представляющие все народы России, первая в стране Консерватория, вырастившая композиторов и музыкантов мирового уровня. Здесь в балетных классах училища А.Я. Вагановой начинали свою карьеру великие артисты балета. Петербург – город, представляющий крупнейшую школу востоковедов. Это морской город кораблестроителей и мореплавателей, промышленников и биологов.
Жан Тома де Томон (1760 — 1813) — французский архитектор. По приглашению князя А. М. Голицына приехал в Россию (1799), где получил в петербургской Академии художеств звание академика и профессора архитектуры. С 1802 года – придворный архитектор.
По заказу императрицы Марии Федоровны создал садовый храм-мавзолей в память Павла Первого в Павловске, в самой же столице по проектам мастера был перестроен дом Лаваля (ныне здание Конституционного суда РФ, Английская наб., 4), знаменитая Биржа (Центральный военно-морской музей, Биржевая пл., 4), заработали фонтаны, существовавшие тогда по дороге в Царское Село, построены несколько дворянских особняков в Санкт-Петербурге.
Растрелли Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700–1771) - архитектор барокко, по происхождению итальянец.
По контракту, заключенному с Петром Первым в 1715 г., 15-летний Франческо вместе с отцом приехал в Петербург, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Восприняв от отца множество навыков, он уже в 21 год выполняет свою первую работу — дворец Антиоха Кантемира (Миллионная ул., 7, 1721–1727).
Его талант достигает расцвета при Елизавете Петровне . Архитектор принимает участие в строительстве Аничкова дворца (Невский пр., 39), начатого Земцовым. Перестраивает дворец в Петергофе (1747–1750). В 1748 г. Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, который стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века.
В 1748 г. императрица поручает Ф. Растрелли строительство Смольного Монастыря (пл. Растрелли) (1749–1751) – одного из самых значительных творений архитектора. По проекту Растрелли строится дворец графа Строганова (Невский пр., 17, 1752–1754) и вице-канцлера Воронцова (ныне Суворовское училище, Садовая ул., 22).
В 1754 г. по указу Елизаветы начато строительство Зимнего дворца (пл. 10 441 кв. м.). Его Южный фасад ошеломлял торжественностью, Северный вписывался в пространство Невы и неба (набережная была гораздо уже, и дворец отражался в Неве). Ощущение устремленности ввысь усиливали 176 скульптур и ваз на его крыше. Завершается строительство в 1762 г., уже при Петре III. Он пожаловал Растрелли звание генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине Второй , в 1763 г., обер-архитектор вышел в отставку.
При Екатерине Второй, в 1763 г., обер-архитектор вышел в отставку. Умер Ф. Растрелли в 1771 г., едва став членомИмператорской Академии художеств . Ни точная дата смерти, ни место захоронения неизвестны. Именем Растрелли названа площадь перед Смольным собором . Его архитектурные шедевры имеют мировую известность.
Барклай де Толли Михаил Богданович (1761-1818) – русский полководец. Из старинного шотландского рода. С ранних лет был записан в кирасирский полк; службу начал вахмистром (1776), затем был произведен в корнеты. Участвовал в сражениях с Турцией, Швецией, Францией. В 1810-1812 гг., будучи военным министром, провел ряд реформ, направленных на увеличение численности армии.
С началом Отечественной войны был назначен главнокомандующим 1-й Западной армией и успешно осуществил отход русской армии к Смоленску, где соединился с армией Багратиона, сорвав планы Наполеона разбить русские силы порознь. Выступил инициатором создания первых партизанских соединений. На совете в Филях выступил с идеей в целях спасения армии оставить Москву.
Выйдя в отставку, выступал против создания военных поселений. Предлагал отслуживших срок солдат наделять землей и зачислять в вольные хлебопашцы. В последние годы жизни Барклай де Толли занимался боевой подготовкой вверенных ему армейских подразделений. Памятник полководцу расположен на Казанской площади, а также его именем названа улица (Барклаевская).
Струве Василий Яковлевич (при рождении Фридрих Георг Вильгельм Струве,1793–1864) – астроном и геодезист. Основатель и первый директор Пулковской обсерватории. Родился близ Гамбурга (Германия) в семье директора гимназии. В 1808 г. поступил в Дерптский (Тартуский) университет.
Широкую известность Струве получил благодаря своим исследованиям двойных и кратных звезд, начатым в 1813 г. В 1827 г. опубликовал каталог точных положений более трех тысяч таких звезд. В 1839–1862 гг. был директором Пулковской обсерватории, создание и оснащение которой проходило при его деятельном участии. Он оборудовал обсерваторию первоклассными инструментами. Под его руководством здесь были разработаны высокоточные методы определения координат звезд.
Струве все успевал: он заботился о комплектовании библиотеки (включая старинные и редкие издания) и сам же составил ее каталог; принимал участие в экспедициях и руководил ими; был активным членом Русского географического общества; выступал с сообщениями на заседаниях Академии наук и читал публичные лекции; руководил обучением в Дерптской и Пулковской обсерваториях офицеров русского флота и Генерального штаба, гидрографов Морского министерства. Среди его мночисленных потомков было немало талантливых ученых, продолжателей его дела, так что можно говорить о династии астрономов Струве.
Булла Карл Карлович (1853-1929) – первый петербургский фотограф, фоторепортер. Родился в Пруссии, в семье купца. В детстве был привезен в Санкт-Петербург и определен на работу в фирму по изготовлению и продаже фототоваров. Проявив любознательность к неведомому делу, вскоре стал лаборантом, затем учеником. В 20 лет он уже открыл собственную лабораторию, затем наладил производство фотоматериалов.
В 1886 г. впервые занялся фоторепортажем – стал снимать происходившие в столице события, повседневную жизнь горожан. Благодарную память потомков заслужили сделанные им портреты Льва Толстого, Максима Горького, Федора Шаляпина, Леонида Андреева, Ильи Репина, серия портретов семьи императора Николая II.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт, декабрист. Родился в Петербурге, в дворянской семье обрусевших немцев. Был отдан в частный пансион, затем в Царскосельский лицей, где его друзьями стали А. Пушкин и А. Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, глубоко изучал общественные науки, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. С 1815 года печатался в литературных журналах. Будучи затем в Москве, поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым стал издавать альманах «Мнемозина», где печатались его друзья-поэты.
14 декабря 1825 года он мужественно вел себя на Сенатской площади. После десяти лет одиночного заключения был сослан в Сибирь. И в крепости, и в ссылке продолжал заниматься творчеством (поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказка «Иван, купецкий сын» и др.). Последние годы жизни провел в Тобольске.
После отъезда мастера из России (1907) осталось огромное фотографическое наследие. Его снимки есть в фондах Эрмитажа, Музея истории города, в Российской национальной библиотеке, в других исторических и культурных хранилищах. Скульптура "Фотограф" - М. Садовая ул., 3, - у дома, где располагалось фотоателье К. Буллы и сыновей