Презентация - "Особенности русского романтизма первой половины XIX века"
- Презентации / Презентации по МХК
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Особенности русского романтизма первой половины XIX века"
От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь: «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долу, по горам, По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете всё стремится, Куда и лист лавровый мчится, И лёгкий розовый листок. «Листок» Василий Андреевич Жуковский
Тема исследования: Особенности русского романтизма первой половины XIX века Цель исследования: определить характерные черты русского романтизма первой половины XIX века в русской культуре Задачи: проследить начало и развитие романтизма в русской культуре: литература, живопись Опираясь на источники и наблюдения, а также на промежуточные выводы, сделать окончательный вывод о содержании русского романтизма, его характерных чертах и влиянии на дальнейшее развитие русской культуры
– особый вид мировоззрения, одновременно – художественное направление, сложившееся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России
Памятник М.И.Кутузову. Скульптор Б.И.Орловский Архитектор В.П.Стасов. 1829-1837 Главными событиями русской истории начала 19 века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившее круг вопросов и тем и вопросов, волновавших русских романтиков. Памятник М.Б.Барклаю-Де-Толли. Скульптор Б.И.Орловский, Архитектор В.П.Стасов. 1829-1837
Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к действительности, создать свой образ мира, часто по принципу контраста с реальной жизнью, чтобы через этот вымысел и контраст донести до читателя и СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, мучительный поиск идеала ПРОТИВОПОСТАВЛЕНО в романтизме реальному миру, обыденности, серости и скуке.
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы! Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землёй, Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья – И зло наскучило ему. Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Демон»
История Тамары в поэме Лермонтова «Демон» подчинена главной задаче – воссоздать «дух беспокойный», дух демона, передать в космических образах трагедию современного человека, и, наконец, отношение самого поэта к действительности: …Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить… ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты ярко выражен в авторской позиции. Ярко, глубоко, напротив, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник мыслящему, страдающему существу нет места. Герой сам обрекает себя на вечное изгнание, вечную непонятость. В поэме «Демон» главный герой признаётся: Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы…
Поэма 1839 года «Мцыри» - одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, с природой, темой Земли и Неба. Мцыри – монах-послушник – яркий символ романтического героя. Он вступает в конфликт с окружающей средой. Перед читателем - могучая личность, бросающая вызов. Действие разворачивается на Кавказе среди вольной и могучей природы, родственной душе героя, который ценит свободу превыше всего, не принимает жизнь «вполсилы»: …Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог… Свобода для юноши – высшее благо,и три дня на воле стали истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Любовь к свободе так велика, что герой предпочитает смерть жизни в заточении, пусть добровольном: Меня могила не страшит, Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине…
Романтизм связана с обновлением жанров ( в отличие от эпохи классицизма и сентиментализма). Происходит формирование: Исторического романа Лиро-эпической поэмы Фантастической повести Бурное развитие лирики Особенности русского романтизма: Мотив вольнолюбия и борьбы Усиленное социальное звучание и психологическая напряжённость Активное развитие лирики Истоки русского романтизма: Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллер,Гофман), английского и французского романтизма (Байрон, Шатобриан) Мистицизм, философия, противопоставление «дневного» и «ночного» мира, разлад личности и общества, проблема «сильной личности» и «естественного человека»
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. А.С. Пушкин. Элегия Предельная откровенность, «исповедь сердца», страдание, мечтательность, мысли о неизбежности ухода в другой мир, одиночество, трагизм существования – всё это характеризует лирику поэтов-романтиков первой половины XIX века Обратим внимание: именно у Пушкина лирический герой всегда полон жизненного оптимизма – он верит, что его на склоне лет ещё посетит любовь и творческое вдохновенье.
Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич Батюшков искал убежища в религиозном чувстве. Мой гений О память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенной Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон.
СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Русский романтизм, это, конечно, в первую очередь, лирика: любовная, гражданская, вольнолюбивая. Лирический жанр как никакой другой позволял выразить то настроение, которое было порождено противоречием между мечтой и реальностью, полётом, устремлённостью к светлому идеалу и повседневностью, скукой. Русский романтизм – это ранняя лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стихотворения К. Батюшкова и Д. Давыдова, баллады В.А. Жуковского, Русский романтизм: действительно получает широкое распространение и оказывает заметное влияние не только на русскую культуру. Он входит в историю мировой культуры как «золотой век» русской поэзии Истоком послужила Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, 1825 года Поэт-романтик отстаивает СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Лирика романтизма это - ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты. Ярко, глубоко, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник, мыслящему, страдающему существу нет места. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах
Рассмотрим, как проявляются черты романтизма в живописи. А.К. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста. 1850 г. Перед нами необычный пейзаж: видно, что собирается гроза: и громоздящиеся зловещие тучи ( цвет от бело-жёлтого до серо-чёрного) , и гнущиеся под порывами ветра деревья и кусты ( цвет тёмно-зелёный), и цвет земли ( от тёмно-зелёного до светло-жёлтого) – всё цветовое решение построено на контрасте. Фигура женщины, чья одежда подхвачена ветром. Всё- выражение необычности. Вспомним: романтизм – изображение исключительного.
Когда смотришь на портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836), то кажется, что видишь свободных людей: так ясен их взгляд, так непринужденны их позы. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке. 1819 г Совсем не зная истории России, только по этим портретам можно сказать, что в стране наступила новая эра. В лицах есть несомненное чувство независимости, даже личной свободы Портрет А.А. Челищева. 1808- 1809 гг Портрет полковника Е.В. Давыдова. 1809 г В отвлеченности этих аллегорических сочинений и весельи вакхических сцен есть стремление подняться над обыденной жизнью, сотворить образы особой, внебытовой, чистой красоты.
Портрет А.С. Пушкина. 1827 год Портрет В.А. Жуковского 1819 год Портрет В. А. Жуковского имеет меланхолическое выражение. Поэт представлен в задумчивости; местоположение дико и мрачно; на небе ночь, и в облаках виден отсвет луны»
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка. Портрет Пушкина Сам поэт высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
Проведённое исследование по теме Особенности русского романтизма первой половины XIX века Позволяет сделать окончательный вывод: Русский романтизм, имея сходные с европейским общие черты, отличается национальным своеобразием: Особый интерес к внутреннему миру человека, глубокий психологизм Мучительный поиск идеала Противопоставление жажды борьбы, неуспокоенности, стремление к возвышенному серой действительности, скуке и однообразию Протест против пошлости, бездуховности Русский романтизм дал мировой культуре беспримерные, нетленные образцы высокого искусства. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении русской литературы, истории и культуры первой половины XIX века