Презентация - "А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 1
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора"
А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей категории С. Э. Мисник ГОУ СО школа № 323 Санкт-Петербурга
«…пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница» А. С. Пушкин П. Вяземскому 4 ноября 1823 года
Цели и задачи урока: Закрепить понятия «строфа», «рифма», «характер рифмовки», «жанр произведения» Способствовать формированию теоретического мышления учащихся Развивать как ассоциативное мышление, так и способность мыслить по аналогии Развивать словарный запас учащихся Узнавать онегинскую строфу среди других стихотворных примеров по напеву, ритмической организации, рифмовке. Понимать значение поэтического открытия Пушкина
Проблемные вопросы Почему роман, написанный одинаковыми строфами, не кажется монотонным, а читается живо, с интересом? В чём специфика онегинской строфы? В чём гениальность поэтического изобретения Пушкина?
Что такое строфа? строфа — это группа стихов, объединённая каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. Каковы особенности строения онегинской строфы? Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, — одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трёх возможных рифмовок — перекрёстной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие (М. Л. Гаспаров «Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях») Каким размером написан роман «Евгений Онегин»? 4-ёхстопным ямбом — метром, лучше всего передающим особенности разговорного синтаксиса
Как развивается тема в отдельно взятой строфе романа «Евгений Онегин» «Каждая строфа Онегина — это почти самостоятельное стихотворение. Поэтому так редки переносы стихов из строфы в строфу. …Первое четверостишие строфы представляет собой законченную формулировку темы строфы. Затем эта тема вольно развивается и варьируется на протяжении 8 стихов. И это развитие темы замыкается как бы заключением афористического характера в последнем двустишии строфы. Таким образом, по одним четверостишиям можно в общем следить за развитием сюжета романа.» Б. Томашевский
Итак: Тема – развитие темы – поворот темы – разрешение темы. Докажите это на примере выученных строф из романа «Евгений Онегин».
Задача: узнать онегинскую строфу среди других стихотворных отрывков из произведений Пушкина по напеву, ритмической организации, рифмовке, содержанию. В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику! Не зная нег, В отъезжем поле он гарцует, Везде находит свой ночлег, Бранится, мокнет и пирует Опустошительный набег.
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» а а Б в Б в Г д Г д В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику! Не зная нег, В отъезжем поле он гарцует, Везде находит свой ночлег, Бранится, мокнет и пирует Опустошительный набег. Аа+БвБв+ГдГд
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом; Но в замке шёпот и смятенье. В одной из башен, под окном, В глубоком, тяжком размышленье, Окован, Кочубей сидит И мрачно на небо глядит.
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом; Но в замке шёпот и смятенье. В одной из башен, под окном, В глубоком, тяжком размышленье, Окован, Кочубей сидит И мрачно на небо глядит. аБаБ+ввГвГ+дЕдЕ+жж а Б а Б в в Г в Г д Е д Е ж ж
Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.
Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» АбАб+ВВгг+ДееД+жж Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог. А б А б В В г г Д е е Д ж ж
Высказывания литературоведов «Для своего произведения Пушкин создал специальную строфу. Она была нужна ему, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть характер нового для стихотворного произведения жанра, а именно романа, отделить с помощью строфы в сознании читателей роман от поэм, с которыми он уже выступил перед ними ранее. …поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора». Э. А. Красновский
«Онегинская строфа кажется поразительно простой и как бы созданной без всякого затруднения и усилия; она словно сама собой слагается, звучит и льётся…до такой степени естественно, легко и свободно располагаются в нужный строфический рисунок её летучие и беглые строки». Л. Гроссман
«Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы эта автономность приводит к тематической обособленности строфы. Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа. Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение». Б. В. Томашевский
«Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика. Образ рассказчика, обычно окрашивающего свою речь в иронический тон, отражается на всём повествовании. Автор и его герои сталкиваются непрерывно». Б. Томашевский
«…постоянное читательское чувство того, что богатство…варьирует интонацию, подсказываемую ритмической структурой, создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом». Ю. Лотман
Выводы Поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора. Автор избегает монотонности за счёт трёх разнообразных способов рифмовки. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом (Ю. Лотман) «Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа» (Б. В. Томашевский). В строфе, как в капле океана, отразилось содержание и особенности романа в стихах в целом.
Задача на усложнение: прослушайте отрывки из произведений последователей Пушкина и определите, онегинской ли строфой они написаны XXIX Родов, обычаев боярских Теперь и следу не ищи, И только на пирах гусарских Гремят, как прежде трубачи. О, скоро ль мне придётся снова Сидеть среди кружка родного С бокалом влаги золотой При звуках песни полковой! И скоро ль ментиков червонных Приветный блеск увижу я, В тот серый час, когда заря На строй гусаров полусонных И на бивак их у леска Бросает луч исподтишка!
Отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтов А Родов, обычаев боярских б Теперь и следу не ищи, А И только на пирах гусарских б Гремят, как прежде трубачи. В О, скоро ль мне придётся снова В Сидеть среди кружка родного г С бокалом влаги золотой г При звуках песни полковой! Д И скоро ль ментиков червонных е Приветный блеск увижу я, е В тот серый час, когда заря Д На строй гусаров полусонных ж И на бивак их у леска ж Бросает луч исподтишка! АбАб+ВВгг+ДееД+жж
Я называл её сестрою, С ней игры детства я делил; Но год за годом уходил Обыкновенной чередою. Исчезло детство. Притекли Дни непонятного волненья, И друг на друга возвели Мы взоры, полные томленья. Обманчив разговор очей. И, руку Олиньки моей Сжимая робкою рукою, «Скажи, — шептал я иногда, — Скажи, любим ли я тобою?» И слышал сладостное да.
Отрывок из поэмы Е. Боратынского «Бал», 1825-1828 А Я называл её сестрою, б С ней игры детства я делил; б Но год за годом уходил А Обыкновенной чередою. в Исчезло детство. Притекли Г Дни непонятного волненья, в И друг на друга возвели Г Мы взоры, полные томленья. д Обманчив разговор очей. д И, руку Олиньки моей Е Сжимая робкою рукою, ж «Скажи, — шептал я иногда, — Е Скажи, любим ли я тобою?» ж И слышал сладостное да. АббА+вГвГ+дд+ЕжЕж
Я в жизни верую в значенье Молитв, сокрытых тишиной, И в то, что мысль — прикосновенье Скорбящих душ к душе родной… Вот почему я так упорно Из тесноты на мир просторный, Где только пядь межи — мой дом, Гляжу в раздумии немом… И оттого в томленьи духа, Благословляя каждый час, Что есть, что вспыхнет, что погас, Безмолвный жрец, я только глухо Молюсь святыне Бытия, Где мысль — кадильница моя…
Безмолвие Ю. Балтрушайтис,1918 год А Я в жизни верую в значенье б Молитв, сокрытых тишиной, А И в то, что мысль — прикосновенье б Скорбящих душ к душе родной… В Вот почему я так упорно В Из тесноты на мир просторный, г Где только пядь межи — мой дом, г Гляжу в раздумии немом… Д И оттого в томленьи духа, е Благословляя каждый час, е Что есть, что вспыхнет, что погас, Д Безмолвный жрец, я только глухо ж Молюсь святыне Бытия, ж Где мысль — кадильница моя… АбАб+ВВгг+ДееД+жж
Я по утрам, вскочив с постели, летел на лекцию. Свистели концы плаща — и наконец стихало всё в холодноватом амфитеатре, и анатом всходил на кафедру — мудрец с пустыми детскими глазами; и разноцветными мелками узор японский он чертил переплетающихся жил или коробку черепную; чертил, — и шуточку нет-нет да и отпустит озорную, — и все мы топали в ответ.
В. Набоков, 1927 год А Я по утрам, вскочив с постели, А летел на лекцию. Свистели б концы плаща — и наконец В стихало всё в холодноватом В амфитеатре, и анатом б всходил на кафедру — мудрец Г с пустыми детскими глазами; Г и разноцветными мелками д узор японский он чертил д переплетающихся жил Е или коробку черепную; ж чертил, — и шуточку нет-нет Е да и отпустит озорную, — ж и все мы топали в ответ. Вместо АА+бВВб+ГГдд+ЕжЕж звучит как ААб+ВВб+ГГдд (ЕжЕж кажутся избыточным довеском)
Вывод Онегинская строфа - это поэтическое открытие Пушкина, не повторённое никем в рамках крупного произведения. «Евгений Онегин» — единственный в XIX веке роман в стихах. Всё остальное, написанное онегинской строфой, воспринимается как стилизация.