Презентация - "Мигель Сервантес Сааведра и его бессмертный роман «Дон Кихот Ламанческий»"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Мигель Сервантес Сааведра и его бессмертный роман «Дон Кихот Ламанческий»"
«Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, веселым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, которая лет двадцать тому назад была ещё золотая; длинными усами, небольшим ртом; с зубами, сидящими не очень редко, но и не густо, потому что у него их всего-навсего шесть, и притом очень неказистых и плохо расставленных, ибо соответствия между ними нет; роста обыкновенного — ни большого, ни маленького; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым; слегка сутуловатый и тяжелый на ноги, — автор „Галатеи“ и „Дон Кихота Ламанчского“ Мигель де Сервантес
Miguel de Cervantes Saavedra Дата рождения: 29 сентября 1547 Место рождения: Алькала-де-Энарес, Испания Дата смерти: 23 апреля 1616 Место смерти: Мадрид, Испания Род деятельности: романист, новеллист, драматург, поэт, солдат Направление: возрождение, маньеризм Жанр: роман, новелла, трагедия, интермедия
Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… (Из биографии Сервантеса)
в 1604 г. выходит в свет первая часть «Дон Кихота», имевшая громадный успех в Испании между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота», Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.; на пьедестале латинская надпись: «Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов». Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы
В этом романе - глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной деятельности — благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности. Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они — и в этом заключается глубокая психологическая правда, — составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое.
В некоем селе Ламанчском жил-был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно. Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролет читал рыцарские романы, отчего ум его пришел в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем.
Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского. Поскольку странствующий рыцарь обязательно должен быть влюблен, идальго, поразмыслив, избрал себе даму сердца: Альдонсу Лоренсо и нарек её Дульсинеей Тобосской, ибо родом она была из Тобосо. Облачившись в свои доспехи, Дон Кихот отправился в путь, воображая себя героем рыцарского романа.
Проехав целый день, он устал и направился к постоялому двору, приняв его за замок. Неказистая наружность идальго и его возвышенные речи всех рассмешили, но добродушный хозяин накормил и напоил его, хотя это было нелегко: Дон Кихот ни за что не хотел снимать шлем, мешавший ему есть и пить. Дон Кихот попросил хозяина замка, т.е. постоялого двора, посвятить его в рыцари, а перед тем решил провести ночь в бдении над оружием, положив его на водопойное корыто. Хозяин спросил, есть ли у Дон Кихота деньги, но Дон Кихот ни в одном романе не читал про деньги и не взял их с собой. Хозяин разъяснил ему, что хотя такие простые и необходимые вещи, как деньги или чистые сорочки, не упоминаются в романах, это вовсе не значит, что у рыцарей не было ни того, ни другого.
Ночью один погонщик хотел напоить мулов и снял с водопойного корыта доспехи Дон Кихота, за что получил удар копьем, так что хозяин, считавший Дон Кихота сумасшедшим, решил поскорее посвятить его в рыцари, чтобы избавиться от столь неудобного постояльца. Он уверил его, что обряд посвящения состоит в подзатыльнике и ударе шпагой по спине и после отъезда Дон Кихота произнес на радостях не менее высокопарную, хотя и не столь пространную речь, чем новоиспеченный рыцарь.
Дон Кихот повернул домой, чтобы запастись деньгами и сорочками. По пути он увидел, как дюжий сельчанин колотит мальчишку-пастуха. Рыцарь вступился за пастушка, и сельчанин обещал ему не обижать мальчишку и заплатить ему все, что должен. Дон Кихот в восторге от своего благодеяния поехал дальше, а сельчанин, как только заступник обиженных скрылся из глаз, избил пастушка до полусмерти. Встречные купцы, которых Дон Кихот заставлял признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете, стали над ним насмехаться, а когда он ринулся на них с копьем, отдубасили его, так что домой он прибыл избитый и обессиленный.
Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его — если не вдумываться в их внутренний смысл — вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.
Как вы думаете, для чего же понадобилось Сервантесу подыскать своему герою спутника, который полностью противоположен ему по внешним и внутренним качествам? Какую роль он выполняет?
При всей внешней несхожести героев романа роднят общие черты: они одинаково «ненормальные» чудаки, с точки зрения «нормальных людей», они негативно относятся к миру несправедливости, они озабочены судьбами простых людей и всегда готовы прийти на помощь униженным и оскорбленным. Им обоим присущи искренность и открытость натуры. Оба надеются на лучшую жизнь и ведут активные поиски новой действительности, при этом они готовы стойко переносить удары судьбы и временные неудачи. Такие разные по своему социальному статусу, происхождению, характеру и темпераменту, герои похожи в главном: служение добру сближает этих непохожих людей, они дополняют друг друга и поэтому воспринимаются как неразлучные спутники.
Сервантес развернул в своем произведении широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании и наполнил его гуманистическими идеями, протестом против гнета общественных верхов, нищеты и бесправия народа. Сам же герой вырос у него в благородного защитника угнетенных, борца против общественной несправедливости .
Если бы все то, что блестит, было золото - золото стоило бы много дешевле. В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Кто не умеет пользоваться счастьем, когда оно приходит, не должен жаловаться, когда оно проходит. Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть. Афоризмы Мигеля Сервантеса
И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять. Делать добро дуракам - все равно что подливать воду в море. О мужественное сердце разбиваются все невзгоды. Заслуги отца на сына не распространяются. Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах. Все на свете можно исправить, кроме смерти. Афоризмы Мигеля Сервантеса
Памятник писателю поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.; на пьедестале латинская надпись: «Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов».
Нарисуйте Дон Кихота и Санчо Панса – двух неразлучных друзей 2. Напишите мини-рассуждение: «Если бы я жил в рыцарские времена….»