Презентация - "Что такое древнерусская литература?"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Что такое древнерусская литература?"
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования (11-17 в.в.)
Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи. Возникновение древнерусской литературы
Тематика древних летописей: русская история; возникновение Руси; борьба с внешними врагами; борьба князей за престол.
Красная строка Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов. Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской. Отсюда произошло выражение «с красной строки».
История возникновения: Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.
Периоды развития древнерусской литературы: Литература древнерусского государства ( 11-12 вв.) Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (13-15вв.) Литература Русского централизованного государства (16-17вв.)
Литература древнерусского государства (11- 12 вв.) Повесть временных лет Слово о полку Игореве Поучение Владимира Мономаха Моление Даниила Заточника
Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо - Восточной Руси (13-15вв.) Житие А. Невского Задонщина «Хождение за три моря»А.Никитина Сказание о Мамаевом побоище Письмо Епифания Премудрого
Литература русского централизованного государства (16-17вв.) Повесть о Петре и Февронии Послания Ивана Грозного Житие протопопа Аввакума Повесть о Горе- Злосчастии
Отличительные черты: Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную
Повесть временных лет Самая древняя летопись, дошедшая до нас, - «Повесть временных лет» (начало 12 века). Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших.
«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
«Откуда есть пошла земля Русская …». Так звучат первые строки «Повести временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине — основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...».
Слово о полку Игореве “Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” , была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.
«Песнь о вещем Олеге» Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но и на всю нашу культуру. Например, «Песнь о вещем Олеге» написана А.С.Пушкиным после знакомства с книгой Нестора.
И составители житий и проповедей, и летописцы, и авторы исторических повестей неизменно обращаются к Библии: библейские события истолковываются как прообразы того, что происходит в настоящем. Повторяющиеся каждый год церковные праздники: рождество, смерть и воскресение Христа – были не просто воспоминанием о событиях земной жизни Спасителя, но таинственным и реальным повторением этих самых событий.